Основные виды психодрамы.

Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе.

Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа ориентирована на его проблемы; с помощью директора и партнеров он, выступая как главное действующее лицо, исследует свой внутренний мир или отношения за пределами группы. Этот вид психодрамы в целом наиболее типичен, и дальнейшее описание будет строиться преимущественно относительно него. Психодрама, центрированная на протагонисте, может быть интрапсихической (ориентированной на его внутренние конфликты и предполагающей работу с чувствами, субличностями, идеями и пр.) либо интерпсихической (ориентированной на проработку межличностных отношений за пределами группы).

Психодрама, центрированная на группе, ориентирована на проработку межличностных отношений в группе, т.е. на работу с групповой динамикой. Базой для такой работы является социометрия. Психодрама такого рода может определяться актуальным состоянием группы “здесь и сейчас”, т.е. спонтанными конфликтными проявлениями или запросами на прояснение внутригрупповых отношений на первой стадии психодраматического процесса - при разогреве (см. ниже), либо планироваться директором, считающим важной проработку групповых проблем на данной стадии развития группы и в этом случае организующим соответствующий разогрев - например, в форме социометрического тестирования.

Кроме того, говорят о психодраме, центрированной на теме, предполагающей, что в отсутствие актуального внутригруппового конфликта или протагониста возможна работа по поводу общей для всех членов группы темы. В этом случае участники в предложенной директором форме (например, в форме виньеток, т.е. постановки небольших сценических эпизодов) поочередно работают с данной темой, привлекая других.

 

Основные фазы психодрамы

В классической психодраме описываются три стадии - разогрев (разминка), собственно действие (игра) и обмен чувствами или шеринг .Дж.Л.Морено говорил также о четвертой стадии - анализе, который предполагался как ориентированное на познание дополнение к стадии обмена чувствами, включающее рассмотрение точности ролевой игры, интерпретацию и т.п. Вместе с тем Дж.Л.Морено эту стадию специально не описывал, в связи с чем чаще всего рассматриваются три названные. Мы рассмотрим их, ориентируясь на психодраму, центрированную на протагонисте.

Разогревможет быть определен как процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии. Как уже говорилось, Дж.Л.Морено полагал такие процессы необходимыми для совершения любого действия и вне терапевтической работы (начиная с интеракций младенца с матерью). П.Холмс указывает следующие основные функции разогрева в психодраматической группе:

1. Он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы.

2. Он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность.( К. Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группы страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.)