Сферы применения психодрамы.

Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В этом плане она применялась и применяется для работы с психотическими и невротическими нарушениями различного типа, в работе с соматическими больными, зависимостями и созависимостями, последствиями физического и психологического насилия[120]. Наряду с клинической сферой, психодрама применяется в сфере образования, в семейном консультировании, в управленческой сфере, в сфере профессионального консультирования. Социодрама направлена на проработку социальных, политических, межэтнических проблем.

 

Таким образом, нам представляются обоснованными следующие выводы относительно содержательных аспектов представлений Дж.Л.Морено.

1. Дж.Л.Морено привнес в практическую психологию развернутую духовную антропологию, выступающую как нетрадиционная христианская.

2. В области методологии Дж.Л. Морено предстает как эклектик, настаивавший на неадекватности противопоставления естественно-научного и гуманитарного подходов и пытавшийся объединить их тот и другой в вариантах, соотносимых с бихевиоризмом, с одной стороны, и понимающей и экзистенциальной психологии – с другой. Этот эклектизм вполне отрефлексирован.

3. В области психологического теоретизированияосновные интересы Дж.Л.Морено концентрируются вокруг проблем психологи личности и социальной психологии.

Теоретические взгляды Дж.Л.Морено в области психологии личности во многом метафоричны и концептуально нестроги, что по формальным признакам не дает возможности квалифицировать их как теорию традиционного типа.

4. Базовым концептом, применяемым в отношении структурных и содержательных аспектов личности, у Дж.Л.Морено выступает «роль» как единица синтетического опыта, причем понятие это у Дж.Л. Морено носит не только социально-психологический, но в первую очередь общепсихологический характер.

5. В качестве динамических (мотивационных) аспектов личности Дж.Л.Морено рассматривает спонтанность и креативность, отражающие космичность человека, и мотивацию «бытия-с-другим». Концепция спонтанности, понимаемой Дж.Л.Морено как следование Божественной творческой силе и выступающей как готовность к определенному поведению в изменяющейся ситуации, в психологии является оригинальной.

6. Социометрическая концепция может рассматриваться в качестве системного подхода к группе; существенно выделение «социального атома» как единицы анализа социума. Введенное Дж.Л.Морено понятие «межличностные (межчеловеческие) отношения» и представление о человеке как межличностном существе предположительно оказали влияние на формировавшиеся параллельно взгляды Г.Салливена и К.Левина. Попытки распространения социометрических идей на большие группы не нашло широкого применения за пределами воззрений Дж.Л. Морено и его непосредственных последователей; в приложении к психологии малых групп социометрический метод нашел широкое применение в военной психологии, медицинской психологии, педагогической психологии, пенитенциарной психологии.

7. Дж.Л.Морено выступил как инициатор анализа проблемы психологического здоровья общества, что нашло отражение в концепции социатрии.

8. Среди введенных Дж.Л.Морено (или специфически использованных) понятий в основными выступают «спонтанность», «роль», «межличностные отношения», в более специализированном контексте – «социометрия», «социометрический статус», «социальный атом», «теле».

9. В области методов исследования Дж.Л.Морено может рассматриваться как создатель естественного эксперимента в качестве каковоо выступает социометрический метод, а психодрама – в том ее аспекте, в котором она выступает как исследовательский и психодиагностический метод – явилась оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода, но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другим (другими). То же относится к тестам спонтанности и креативности.

10. В области психотерапевтического теоретизирования Дж.Л.Морено может рассматриваться как автор оригинальной концепции, в которой проблемы критериев здоровья и терапевтических механизмов соотносятся со своеобразной духовной антропологией, новаторскими представлениями о человеке как включенном в межличностное бытие и о группе как системе.

11. В качестве психотерапевтического метода психодрама выступает как оригинальная система, отличительная особенность которой - соединение психологии, социологии, медицины, религии и театрального искусства.