Г. – кончина Дж.Л.Морено.

80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.)

Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981).

Эклектическая психотерапия. Создание Международной академии эклектических психотерапевтов. Издание “ Журнала интегративной и эклектической психотерапии”.

 

В числе основных тенденций развития психологии и психотерапии в указанный период нам представляется важным выделить тенденции гуманизации психологии и ее «одуховления», все более интенсивного вхождения в нее духовно-антропологических основ, включения в пространство психологии пространств, традиционно соотносимых с религией и искусством. Эти тенденции весьма разнообразно воплощаются. О.И.Генисарецкий[129], отождествляя светский гуманизм и светскую духовность, указывает на несколько вариантов: 1) светский гуманизм в собственном смысле слова, без ссылок на религиозные, мистические и оккультные основы; 2) «неопаганизм», ориентированный на конкретные языческие истоки; 3) признание правомерности любых духовных традиций. Отметим, наряду с этим, формирование религиозных психотерапевтических традиций в конфессиональных или нетрадиционных вариантах, а также тенденцию к рассмотрению человека как социального существа, тенденцию к методологическому и теоретическому эклектизму, а в психотерапии, наряду с эклектизмом, тенденцию к отказу от школьных» теорий и переход к технологиям [130].

Дж.Л. Морено вошел в пространство психологии в период наиболее интенсивного ее формирования как в общепсихологическом плане, так и в плане формирования основных ее отраслей (в частности, социальной психологии и психологии развития), в том числе в период становления отраслей прикладных . Косвенно входя в пространство психологии и психотерапии в первой четверти ХХ столетия и непосредственно - во второй, он включился (рефлексивно и нерефлексивно) в пространство диалогов, разворачивавшихся в предыдущие времена, в современных ему психологических и психотерапевтическизх концепциях и в тех, что последовали за становлением его основных взглядов в прямой или косвенной, реальной или возможной связи с ними. Обозначим основные из этих диалогов философско-антропологического, методологического, теоретико-психоогического и практико-психологического плана, ориентируясь на работы Ярошевского М.Г., Ждан,А.Н, Маринковской Т.Д,, Соколовой Е.Е., Олпорта. Г., Боринга Э., .Холла К, Линдсея Г., и др. и дополнив своими представлениями.. Основными оппозициями выступают:

· Признание духовного пространства как необходимого ориентира психологической теории и практики – принципиальный отказ от рассмотрения духовных проблем в рамках психологии

· Методологическое и теоретическое единство – эклектизм.

· Идеографизм – номотетизм.

· Объективизм - феноменологизм.

· Ментальность – поведенчество.

· Холизм –элементаризм .

· Холизм – изоляционизм.

· Интрапсихологизм – интерпсихологизм.

· Детерминизм – индетерминизм.

· Причинный детерминизм – целевой детерминизм.

· Естественно-научный подход – гуманитарный подход.

· Экспериментализм – экспириентализм.

· Рационализм – иррационализм.

· Идеографизм – номотетизм.

· Биогенетизм – социогенетизм.

 

Отдельно выделим оппозиции, обозначившиеся в психотерапии и отмечаемые рядом исследователей в данной области [131]:

· Ориентация на теоретическое обоснование – отказ от теоретического обоснования..

· Директивность – недирективность

· Ориентация на осознание – ориентация на проживание.

· Ориентация на научение – ориентация на становление.

· Персонализм – трансперсонализм.

 

Формирование первоначальных философско-антропологических и психологических взглядов Дж.Л.Морено приходится на период зарождения и активизации подавляющего большинства названных диалогов, но некоторые из них в этот период только обозначаются, не выходя на первый план. В частности, духовная антропология в этот период в психологии практически отсутствует, за исключением не признанных широко попыток введения ее в психотерапевтический контекст А. Яроцкого и Г.Марциновского.. Экзистенциализм входит в психотерапию через феноменологический подход К.Ясперса, однако еще не становится действенной силой. Понимание человека и развития личности в плане межличностного бытия оформляется в позициях А.Адлера, но не находит в данный период последовательного воплощения за пределами его концепции. Дж.Л.Морено, не рефлексируя свои представления как собственно психологические, оказывается новатором в смысле введения духовной религиозной антропологии в психологическую, по сути, практику, в подходе к группе как особому системному образованию и к групповым формам работы. Открытие терапевтических возможностей нетрадиционного театра также является заслугой Дж.Л.Морено.

Деятельность Дж.Л.Морено с конца 20-х по конец 40-х гг. связана с его профессионализацией как психотерапевта и формированием собственной системы психотерапии, определяемой как единство социометрии, групповой психотерапии и психодрамы. Идея групповой психотерапии была заявлена им в 1931 или 1932 г. и явилась новаторской прежде всего потому, что обрела концептуальные основания. В этот же период оформляется социометрия, различные аспекты которой стали основой психологии малых групп, межличностных отношений и представлений о психологическом здоровье общества (социатрия). В этот период на первый план в психологии выходят экзистенциально-гуманистические традиции и отчетливо актуализируются диалоги «духовность психологии – внедуховность», «экспериментализм – экспириентализм», «холизм – изоляционизм», «интрапсихологизм»-«интерпсихологизм», «естественно-научный подход – гуманитарный подход». В отношении духовно-религиозного осмысления психологии и в видении человека как межличностного существа («социальный атом») Дж.Л.Морено выступает как новатор, стоящий у истоков новой волны психотерапии. В то же время специфика позиции Дж.Л.Морено заключается в ее выраженной и отрефлексированной эклектичности; в этом плане он оказывается создателем первого отрефлексированно эклектического подхода к личности, методологии исследования и психотерапии.

Таким образом, Дж.Л.Морено может рассматриваться как новатор в следующих отношениях.

В сфере психологической антропологии Дж.Л.Морено явился одним из первых представителей западной психологии ХХ столетия, привнесших в практическую психологию развернутую духовную антропологию (наряду с К.Юнгом , Р.Ассаджоли , Л.Бинсвангером и В.Франклом ). Вместе с тем он выступает как первый психолог, исповедовавший христианскую антропологию.

В области психологического теоретизированияДж.Л. Морено может считаться одним из первых авторов, кто начал систематически использовать понятие «роль» как психологическую катеогрию.

Концепция спонтанности и креативности, развивавшейся Дж.Л.Морено в контексте духовной антропологии, в психологии является оригинальной и лишь частично соотносима с представлениями А. Адлера о творческом (креативном) Я.

Социальная мотивация, связанная в представлениях Дж.Л. Морено с идеей Встречи и представлениями о социальной природе человека, соотносима в первую очередь со взглядами М. Бубера, А.Адлера и Л.Бинсвангера, хотя наиболее вероятно влияние первых двух.

В области социальной психологии Дж.Л.Морено выступает как основатель психологии малых групп. Не будучи первым экспериментатоом в этой области, он предложил концептуальную основу их изучения; существенно выделение «социального атома» как единицы анализа социума. Введенное им понятие «межличностные отношения» и представление о человеке как межличностном существе предположительно оказали влияние на формировавшиеся параллельно взгляды Г.Салливена и К.Левина. Попытки распространения социометрических идей на большие группы не нашло широкого применения за пределами воззрений Дж.Л. Морено и его непосредственных последователей; в приложении к психологии малых групп социометрический метод нашел широкое применение в военной психологии, медицинской психологии, педагогической психологии, пенитенциарной психологии.

Дж.Л.Морено выступил как инициатор анализа проблемы психологического здоровья общества, что нашло отражение в концепции социатрии.

Дж.Л. Морено ввел понятия, оказавшиеся принципиально важными для развития психологии. Среди введенных им (или специфически использованных) понятий в языке психологии широко используются «спонтанность», «роль», «межличностные отношения», в более специализированном контексте – «социометрия», «социометрический статус», «социальный атом», «теле».

В области методов исследования Дж.Л.Морено может рассматриваться как новатор в следующих отношениях:

социометрический метод явился первым в западной психологии вариантом естественного эксперимента.

психодрама , наряду с собственно терапевтическим ее применением, явилась оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода (как при свободном ассоциировании в психоанализе), но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другим (другими). То же относится к тестам спонтанности и креативности.

Оригинальность психодрамы выступает как терапевтической квазитеории и метода определяется ее духовно-релииозными основами и соединением в ней психологии, социологии, медицины, религии и театрального искусства. Непосредственные предшественники психодрамы - катарсический метод (И.Брейер) и его аналоги (П.Жане), предполагавшие воссоздание и проигрывание сцен прошлого в состоянии гипноза, и метод свободных ассоциаций З.Фрейда, предполагавший свободу вербальных высказываний пациента. Дж.Л.Морено, однако, может рассматриваться как один из основателей новой волны в психотерапии, представители которой усматривали проблемы человека в его межличностном бытии и сложностях творческого самовоплощения.

В контексте общих тенденций развития психотерапии ХХ столетия (от техник к теориям, от теорий – к эклектике и технологиям) психодрама Дж.Л. Морено может рассматриваться как первая эклектическая психотерапевтическая система, в которой, наряду с оригинальными теоретическими и методическими разработками автора, дифференцированно используются элементы психодинамического и поведенческого подхода.

Как организатор Дж.Л.Морено явился создателем первого периодического издания по вопросам групповой психотерапии («Impromptu”, 1931 г. ) и первого профессионального сообщества групповых психотерапевтов (“Общество психодрамы и групповой психотерапии”, 1942 г.).