Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера

 

А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считаться единственным психологом, кто оказал прямое и явное влияние на становление теоретических и терапевтических идей Дж.Л.Морено. Ко времени их знакомства А.Адлер уже сформулировал свои основные идеи и активно практиковал в отрыве от психоаналитического движения в организованной им группе «индивидуальной психологии».

Основные идеи «индивидуальной психологии», отношение к которым З.Фрейд выразил, отлучив А.Адлера от психоанализа, положили начало так называемому "«оциально-психологическому психоанализу"»(К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен и др.), а также повлияли на становление идей американской "гуманистической психологии",в частности, К.Роджерса, и частично – на логотерапию В.Франкла. Вместе с тем влияние их на Дж.Л.Морено было, по-видимому, самым ранним, состоявшимся еще в тот период, когда он не посвятил себя непосредственно психотерапии, но пробовал себя в ее ранних аналогах.. Сведениями о том, встречались ли Дж.Л.Морено и А.Адлер в период их одновременного проживания в США (с 1932 г., когда А. Адлер начал обретать там относительно стабильный статус, до его смерти в 1937 г.), мы не располагаем.

Духовно-философский уровеньв работах А. Адлера явным образом не представлен. Вместе с тем разработанное им представление о врожденном каждому человеку «социальном интересе» – чувстве принадлежности к человечеству, готовности к сотрудничеству, - является, по сути, развитием идеи Ж.-Ж.Руссо об исконной нравственности каждого человека; по А.Адлеру, человек по природе социален[166]. Это дает основание некоторым естественно-научно ориентированным критикам заявлять о том, что А. Адлер – не столько психолог, сколько моралист.[167]( Убежденность в исконной социальности человека приводит А.Адлера к представлению о психическом здоровье, основанном на критерии социальном и нравственном – подлинно здоровый человек представляет собой гармонично развивающуюся личность при непременном условии развитого социального интереса.

Внимание А.Адлера прежде всего с социально-психологическому аспекту бытия задает некоторую парадоксальность методологического подхода. С одной стороны, А.Адлер отчасти следует естественно-научной традиции, заимствуя из теории эволюции идею приспособления, а идею неполноценности выводя по аналогии с описанной им с позиций общей медицины в 1907 г. органической неполноценностью. Вместе с тем принципиально, что человек в представлениях А. Адлера не просто адаптируется к условиям, но преодолевает препятствия, стремясь к совершенству, активно формируя собственную личность, чем принципиально отличен от животных. В этом плане он явно вводит в психоанализ гуманитарный подход к человеку и пониманию его психики. В своих представлениях этого уровня А. Адлер находился под влиянием двух философов, чьи идеи повлияли также на другие направления психологии. В представлениях Х. Вейхингера на человека оказывает влияние не столько прошлый опыт, сколько надежды на будущее; в связи с чем в адлеровской психологии причинный детерминизм дополняется целевым, что является принципиальным изменением ортодоксальной психоаналитической позиции. Идея «фикционного финализма» Вейхингера позволила также поставить вопрос относительно реалистичности целей и – более широко – реалистичности видения бытия, т.к. деятельность человека с этой точки зрения детерминирована именно его субъективной реальностью. Эта сформировавшаяся под влиянием идей Вейхингера феноменологическая философско-методологическая позиция сближает А.Адлера не только с собственно феноменологами, ему современными, но и с некоторыми аспектами прагматизма У.Джеймса, экзистенциалистами, более поздней гуманистической психологией. Вторым философом, повлиявшим на становление идей А.Адлера, был Ян Смутц, который ввел в философию понятие “холизм”, применив его к проблемам эволюции. Принцип холизма был введен А.Адлером в его систему как основополагающий: человек должен рассматриваться, во-первых, как целостное психофизическое существо, и, во-вторых, как уникальная целостность (индивидуальность). По словам А.Адлера, наиболее важной задачей индивидуальной психологии является видение единства в каждом конкретном человеке, в различных его проявлениях, в том числе в бессознательном[168]. Отметим, что принцип холизма в целом сильно повлиял на психологию ХХ столетия, в частности, на идеи В.Райха, гештальтпсихологов и приложившего их идеи к неврологии К.Гольдштейна, в дальнейшем - на А.Ангъяла и А.Маслоу и в целом на подавляющее большинство теорий личности. Три названных философско-методологических принципа - принцип детерминации поведения субъективной реальностью, принцип целевого детерминизма и принцип холизма - присутствуют и в позиции Дж.Л.Морено.

На уровне обшепсихологических взглядов А.Адлер, разделяя представления Фрейда, о наличии бессознательного, иначе его понимает. С точки зрения Адлера, человек руководствуется бессознательным стремлением к превосходству (другие варианты на различных этапах становления адлеровских идей - к власти либо к совершенству), выступающим в качестве компенсаторного в отношении чувства неполноценности. Термин “стремление к превосходству”, как показала Е.Сидоренко[169], не вполне адекватно интерпретируется критиками: с ее точки зрения, А.Адлер имеет в виду прежде всего превосходство человека над самим собой, превосхождение себя, т.е. стремление стать больше, совершеннее, чем в настоящий момент; точнее, в каждый момент времени человек больше, чем он есть. Такому пониманию стремления к превосходству вполне соответствуют идеи Дж.Л.Морено о творческой сущности человека. С точки зрения А.Адлера, З.Фрейд не уделил должного внимания или просто проигнорировал такие качества личности, как уникальность, ясность сознания и способность быть хозяином своей судьбы. Процитируем фрагмент, даже по метафорическому строю очень близкий Дж.Морено: “В каждом индивиде одновременно представлено и единство личности, и индивидуальная форма этого единства. Поэтому индивид одновременно и актер, и его роль. (Выделено нами - И.Г.).Он творец своей собственной личности”[170] . Отметим, что представление о стремлении к совершенству А.Адлер заимствовал у Пьера Жане [171].

Как уже говорилось, человек посредством целей обращен в иллюзорное будущее. Цели и избираемые человеком способы их достижения (жизненный стиль) индивидуально уникальны, в то время как стремление к превосходству универсально. (Аналоги у Дж.Л.Морено: креативность и спонтанность как свойства универсальны, их конкретные проявления через ролевые позиции уникальны).

Представление А.Адлера о чувстве неполноценности, вызывающем стремление к компенсации, также понимается чаще всего не вполне адекватно. Сама по себе неполноценность (т.е. неполнота, недостаточность) вполне позитивна, т.к. означает потенциал развития. Чувство же неполноценности может переживаться по-разному, в том числе болезненно (в результате чего формируется комплекс неполноценности), что, в свою очередь, означает опасность бессознательного избрания деструктивного компенсаторного пути (жизненного стиля) в связи с тем, что не получает подкрепления и развития социальный интерес, в этой ситуации вытесняемый. Формирование жизненного стиля связано с опытом первых пяти лет жизни, в ходе которых формируются базовые апперцептивные схемы, определяющие отношение к миру, причем именно инфантильный опыт практически окончательно определяет характер. Решающей системой факторов развития (в качественном его аспекте) оказываются отношения в семье[172] - отношения между родителями и детьми и между сиблингами; отвержение или балование ребенка, в ряде случаев отягощенные реальным физическим или психическим дефектом, оказываются основными факторами угасания социального интереса и формирования деструктивного жизненного стиля; в противоположность этому, демократические отношения оказываются определяющими для конструктивного развития. Таким образом, А.Адлер выводит систему поиска факторов формирования личности из психосексуальной сферы в сферу межличностных отношений - ту, которая для Дж.Л.Морено становится сферой наивысшего интереса. Таким образом, для Дж.Л.Морено оказываются близки оба основных постулата А.Адлера - о социальной сущности человека и его стремлении к совершенству, самостроительству. Семья, по Дж.Л.Морено, выступает как первый социальный атом ребенка, и в этом отношении сходство с идеями А.Адлера также достаточно очевидно. Вместе с тем Дж.Л.Морено не разделяет идей о предопределенности развития характера инфантильным опытом, полагая возможным изменение на различных этапах жизни.

 

4. 3.4. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Г. С. Салливена

Г.Салливен (1892-1949) начал свои разработки в области межличностных отношений примерно в одно время с Дж.Л.Морено. С 1938 г.начал выходить журнал “Psychiatry” (Г.Салливен - его соиздатель, позже - издатель), отражавший основные положения разрабатывавшейся им межличностной теории психиатрии. Среди многочисленных линий влияния, определивших его позицию (К.Ясперс, Дж.Мид, Э.Сепир, К.Левин, З.Фрейд, А.Адлер) отмечается и влияние Дж.Морено[173] , что обусловливает целесообразность соотнесения их взглядов. Не ставя перед собой задачу рассмотрения идей Г.С. Салливена в их полноте, выделим в его творчестве то, что наиболее явно перекликается с идеями Дж.Л.Морено. Отметим что вопрос о приоритетах не может быть разрешен однозначно. Сам Дж.Л.Морено утверждал, что Г.С.Салливен воспринял, а впоследствии – в силу приверженности некоторым психоаналитическим принципам - частично его идеи[174] . Действительно, самые ранние публикации, отражающие теоретические и методические представления Г.С.Салливена, относятся к 1938 г., когда базовые социометрические представления Дж.Л.Морено были уже заявлены в печати, книга «Концепции современной психиатрии» издана в 1947, а книга «Межличностная теория психиатрии» вышла посмертно в 1953 г. Вместе с тем эта публикация, организованная учениками, представляет материалы его лекций, точная датировка которых затруднительна. Во всяком случае показательно, что Р.Марино не решается обозначать приоритеты, говоря о том, что Дж.Л.Морено и Г.С.Салливен начали разработку своих концепций примерно в одно и то же время. Подтверждений личного их знакомства нам обнаружить не удалось, но оно вполне вероятно в силу принадлежности к единой психиатрической ассоциации и опосредующей фигуре У.Э.Уайта.

Как правило, Г.С.Салливена относят к неофрейдистам, но с оговорками относительно иных влияний, в частности, философско-экзистенциалистических и социологических. Как уже указывалось, подобное высказывается иногда и относительно Дж.Л.Морено. Отметим наиболее существенное из того, что , на наш взгляд, объединяет и разделяет их позиции.

Прежде всего отметим, что индивидуальная личность, с точки зрения Г.С.Салливена, может рассматриваться лишь как нечто условное, в реальности не наблюдаемое. Эта абстракция обнаруживается лишь как отношения человека к другому или другим. Соответственно, “личность” как научный конструкт есть нечто, конституируемое на основе межличностных событий. Следовательно, единицей анализа она не имеет права выступать: единица анализа - межличностная ситуация (ср. представления Дж.Л.Морено о социальном атоме). При этом любая человеческая ситуация по сути межличностна, независимо от того, присутствует ли в данный момент в “объективной реальности” кто-либо в общем с индивидом физическом пространстве. Более того, эти другие фигуры могут быть абсолютно иллюзорны, но они наличествуют в субъективной реальности, даже в ней не проявляя себя явным образом на уровне сознания. Собственно человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений Под динамизмом понимается привычный паттерн поведения, носящий энергетический - по Г.С.Салливену - характер ( своеобразное соединение представлений Дж.Л.Морено о роли и представлений К. Левина о квазипотребности).

По Г.С.Салливену, уже первые взаимодействия младенца с матерью должны рассматриваться как межличностные, причем не только в плане диадных отношений, но и в более широком контексте - в плане проекции на эту ситуацию социокультурного пространства матери за пределами непосредственного контакта с ребенком. В этом детско-родительском взаимодействии осуществляются первые персонификации. (Ср.идеи Дж.Л.Морено о первых соматических и психологических ролях в их становлении в рамках первой и второй вселенной).

В области психотерапии взгляды Дж.Л.Морено и Г.С.Салливена наиболее близки в отношении позиции терапевта. По Г.С.Салливену, психотерапевтическая ситуация - это ситуация межличностная, и терапевт - активный участник межличностного взаимодействия, “соучаствующий наблюдатель”. В данном случае реализуется идея Встречи, воспринятая Салливеном из работ К.Ясперса; последний, в свою очередь, разрабатывал идеи М.Бубера, о взаимовлиянии которого с Дж.Л.Морено уже говорилось. Активная терапевтическая позиция отстаивается и Дж.Л.Морено: как уже говорилось, именно в различии представлений о позиции психотерапевта во многом он видел свое несогласие с психоаналитическим лечением. Соучастие, которое во многих отношениях правомерно рассматривать как эмпатию, оказывается, тем не менее, чем-то большим, чем просто сопереживание: соучастие предполагает активное действование в межличностной психотерапевтической ситуации. В процессе разработанного Г.С.Салливеном психиатрического интервью на первый план выходит “реципрокная эмоция” - общее чувство, на фоне которого разворачивается содержательная работа; центральным при этом, однако, часто оказывается не проблема содержания, а проблема способа общения.

Вместе с тем разработанная Г.Салливеном психотерапия не является групповой, что не только формально, но и по сути отличает ее от психодраматической терапии.