Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.

Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрамы и груповой терапии в понимании Дж.Л.Морено. Первоначально эта работа строилась как беседы с группами военнослужащих относительно вреда использования алкоголесодержащих веществ. Собственно теоретические и психотерапевтические идеи, послужившие основой трансакционного анализа как такового, сформировались к 60-м годам, причем не были первоначально позитивно восприняты профессиональным сообществом. При этом Э.Берн проанализировал и свой опыт в качестве участника и наблюдателя сессий различных терапевтов группового направления, в том числе побывал на нескольких сессиях Дж.Л.Морено[175] . Основное внимание Э. Берна обращено к межличностной жизни индивида. В основе трансакционного анализа лежит представление о том, что жизнь человека в том виде, в каком она складывается в межличностных взаимодействиях вербального и невербального плана (трансакциях), а также жизненный путь личности (без использования этого термина) определяется сценариями - своего рода программами, складывающимися в детстве в результате повторяющихся в структурно-содержательном плане родительско-детских интеракций. Убеждение Э.Берна относительно фатальной предопределенности психологического пути человека детским опытом, неоднократно подвергавшиеся критике - в том числе со стороны его последователей - и родственные представлениям А.Адлера об общих закономерностях формирования жизненного стиля, аналогичны идеям Дж.Л.Морено относительно консервированных ролей. Само представление о сценарии могло бы послужить основанием для предположения о заимствовании психодраматических идей, однако - с учетом отсутствия отчетливых указаний на это у Э.Берна - мы считаем это недостаточно обоснованным, тем более, что аналоги можно найти не только в идеях Дж.Л.Морено, но, к примеру, в персонологии Г.Меррея (так называемые сериальные темы). Общность или сходство терминологии в концепциях Дж.Л.Морено и Э.Берна обманчивы. Наиболее очевидно это проявляется в использовании центрального для того и другого понятия игра: для Дж.Л.Морено игра - проявление спонтанности и креативности, т.е. сущностного человеческого, роднящего с Божественным творчеством; для Э.Берна игра - серия скрытых трансакций, направленная на выигрыш в виде определенного эмоционального состояния и осуществляющаяся за счет проигрыша другого. Равным образом мы не считаем возможным утверждать кажущуюся достаточно очевидной параллель между ролевой теорией Дж.Л.Морено и идеями Э.Берна относительно трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Дитя), с позиций которых осуществляются трансакции, в связи с тем, что у Берна эти эго-состояния выступают не в качестве обозначений ролевых позиций, а как реальные структурные элементы личности, находящиеся в динамических взаимоотношениях.

Таким образом, в теоретическом отношении общность концепций Дж.Л.Морено и Э.Берна ограничивается вниманием к межличностным отношениям, представлениями о фиксированных - и могущих быть неадаптивными или деструктивными - формах бытия, в этих отношениях складывающихся.

Э. Берн, основываясь на наблюдении некоторых демонстраций психодрамы, осуществленных Дж.Л.Морено, следующим образом обозначает связь транзактного анализа и психодрамы.

1. Психодраматист дает клиенту возможность вновь пережить часть его жизненной истории - транзактный аналитик рассматривает то, что происходит спонтанно во время групповой встреч, как полное или частичное воспроизведение жизненного сценария не в символической - подчеркивает Э.Берн - форме, а в форме реальных взаимодействий.

2. В транзактном анализе возможны постановки, аналогичные психодраматизации.

3. Сходство с психодрамой наблюдается в тех случаях, когда катектируются эго-состояния терапевта с целью катектирования эго-состояний клиента.

4. Эго-состояния не являются ролями. Вместе с тем, в различных эго-состояниях возможно исполнение ролей, обозначаемых через другие эго-состояния.

5. Различные эго-состояния клиента могут катектироваться посредством разыгрывания ролей.

Психотерапевтические аспекты той и другой концепции сходны в следующих отношениях.

Та и другая ориентированы на расширение возможностей самопознания и взаимодействия. В терминах Дж.Л.Морено это означает расширение ролевого репертуара, в терминах Э.Берна - пересмотр сценариев. В том и другом случае имеет место групповая терапия, с активным использованием проработки межличностных взаимодействий и моделированием коммуникативных ситуаций. В том и другом случае в качестве материала для проработки выступают как взаимоотношения вне группы, так и непосредственные внутригрупповые межличностные отношения.

Вместе с тем наиболее явным различием выступает то, что трансакционный анализ представляет собой директивную терапию, в ходе которой осуществляется обучение трансакциям с позиции Взрослого. Психодрама же - при несомненной возможности использования психодраматических техник в директивном плане - исходно представляет недирективную психотерапию, ориентированную на инсайт исходя из признания уникальности субъективной ситуации протагониста и не допускающую ее оценки и интерпретации.

 

4.3.6. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями В.Райха.

Основатель телесно ориентированной психотерапии Вильгельм Райх (1897-1957), принадлежавший к тому же поколению, что и Дж.Л.Морено, выступил как своеобразный реформатор психоанализа. Не причисляемый к основным “еретикам” психоанализа, он, тем не менее, сформулировал ряд теоретических и методических (в смысле терапии) идей, позволяющих рассматривать аналогии его позиции с позициями Дж.Л.Морено.

Духовное пространство В.Райх специально не обсуждает[176]. Тем не менее основная его идея - идея оргонной энергии - непосредственно соотносится с идеями восточной философии, но понимаемой, по-видимому, хотя и мистически, но с “материалистическим акцентом”. Оргонная энергия, по В.Райху, - естественная (природная) энергия космоса, пронизывающая каждого человека и нуждающаяся в немедленной реализации. Эта энергия не накапливается, но может - в случае сдерживания - застаиваться, что и вызывает осложнения психической жизни. Невозможность спонтанного проявления энергии связано, по В.Райху, с социальными условиями, начиная с семейных традиций патриархального общества, где - по В.Райху - главой семьи оказывается доминантный отец. Свободное проявление оргонной энергии означало бы возможность здоровья - здоровой любви, дружбы, творческого труда. Именно оргонный энергетический уровень В.Райх считает основой личности. Агрессия в его представлении оказывается не однопорядковым явлением с сексуальностью, но извращенным проявлением оргонной энергии. В сущности, мысли Дж.Л.Морено во многом сходны, с той существенной оговоркой, что он рассматривает эту энергию как божественную; идея же необходимости спонтанного проявления “искры Божьей” как условия подлинного психического здоровья для Дж.Л.Морено, как говорилось, является центральной.

На антропологическом уровне важнейшим принципом, которого придерживается В.Райх, является принцип холизма. Человек рассматривается им как единое психофизическое существо, на чем базируется сама идея телесно ориентированной работы. Этот принцип не развивается им в плане общепсихологической теории (такой теории В.Райх, как и Дж.Л.Морено, не создал), но проецируется непосредственно на частнопсихологические рассуждения и методы работы. Основная терапевтическая идея заключалась в высвобождении связанной оргонной энергии и повышении спонтанности. В этом плане аналогии с Дж.Л.Морено вполне адекватны: Дж.Л.Морено активно использовал телесные упражнения, полагая, что “физические стартеры” могут приводить к активизации психической, равно как психологические стартеры могут активизировать физические процессы. Дж.Л.Морено не обсуждал идеи В.Райха, но ссылался на Ф.Перлса, на которого В.Райх оказал влияние. Оснований говорить о непосредственном влиянии в том или ином направлении нет.