Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.

Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средств самоисследования, познавательных конструктов, выступающих как составляющие личности в его понимании.

В качестве особенности становления теории Дж.Келли ( в основном описанной в 1955 г. в двухтоминке “Психологния личностный конструктов”[184] исследователи отмечают отсутствие явных линий влияния со стороны других авторов[185] . Открытое неприятие бихевиоризма и психоанализа [186] поставило его в позицию своеобразного исследователя, осуществляющего свое научное продвижение вне традиций. Отметим, что Келли свои идеи развивал прежде всего в ходе практики, которую можно назвать тренинговой - при обучении актерскому мастерству и ораторскому искусству[187]. Основы его теории и психотерапевтической практики складывались с 1931 по 1942 г., т.е. в те же годы. Когда Дж.Л.Морено сформулировал свои идеи относительно групповой психотерапии и психодрамы. Дж.Л.Морено оказывается одним из немногих, чье влияние (хотя и неприниципиальное) Дж.Келли открыто признает.

Прежде всего речь идет о внимании к спонтанности, которую стимулирует исполнение роли. Не обсуждая подробно концептуальные основы психодрамы, Келли обращается к ее основным понятиям, используя их вне философского и религиозного контекста, столь важного для Дж.Л.Морено. Отрытие терапевтического эффекта роли возникло у Дж.Келли в ходе театральнойьдеятельности (аналогично тому, как это произошло у Дж.Л.Морено), а понятие роль стало центральным при рассмотрении отношений личности с социальным окружением; характерно и использование термина “репертуар” в тех же целях. Роль понималась Дж.Келли как способ самоконструирования в межличностных отношениях.

Ниже мы рассмотрим те аспекты концепции Дж.Келли, которые соотносимы с идеями Морено наиболее очевидным образом.

В антропологии Дж.Келли духовный уровень не рассматривается. Человек предстает как исследователь, осуществляющий - не всегда осознавая это - построение гипотез относительно мира и проверку этих гипотез. Основной предпосылкой философского плана для Дж.Келли выступает постулат альтернативности конструирования, в свою очередь апеллирующий к феноменологии, а также к прагматизму, в частности, в варианте У.Джеймса (влияние тогг и другого направлений на Дж.Л.Морено мы отмечали). Альтернативность конструирования предполагает, во-первых, что человек должен рассматриваться в первую очередь в связи с его субъективной реальностью. Обсуждение объективной реальности, по Дж.Келли, бессодержательно в силу того, что она человеку непосредственно дана быть не может ( в этом плане не имеют смысла и рассуждения об истинности). Во-вторых, человек рассматривается Дж.Келли как активный строитель этой субъективной реальности. Важно, что в этой реальности не может быть окончательной однозначности, для любой интерпретации существует альтернатива, и количество вариантов бесконечно. Представление о многообразии возможных путей движения человека и его возможностях в этом направлении - при том, что Дж.Келли рассматривает прежде всего когнитивную сферу, а Морено - поведенческую и экзистенциальную, - в известном смысле аналогичны у того и другого. Другим сходным с идеями Дж.л.Морено антропологическим положением Дж.Келли является представление о человеке как социальном существе; социальная жизнь основана на отношениях, базирующихся на понимании того, как другой понимает мир (т.е. на конструировании системы конструктов другого)- аналог представлений Дж.Л.Морено об эмпатии.

И Дж.Келли, и Дж.л.Морено пользуются понятием роль, однако для первого роль производна от центрального обсуждаемого им образования - конструкта. Центральное теоретико-психологическое понятие Дж.Келли - конструкт - содержательно не соотносится напрямую с понятийным аппаратом Морено, будучи связан с той сферой, которую Дж.л.Морено непосредственно специально не обсуждал - со сферой когнитивной. Вместе с тем не содержательно, но в функциональном и структурном плане, сходство усматривается. Нам представляется, что понимание Келли конструкте и роли может рассматриваться как дифференциация (хотя и неполная) представлений о роли у Дж.Л.Морено. Конструкт есть нечто, стоящее за поведением; роль, с учетом неоднозначности терминологии Морено, также есть нечто, стоящее за поведением (как способ экзистенциального бытия), но и являющееся поведенческим событием (как паттерн поведения). Конструкт применим при ожидании какого-либо ограниченного набора событий (т.н. следствие диапазона по Дж.Келли), при этом конструкт имеет фокус применимости. Аналогично, роль соотносима с определенным диапазоном ситуаций, в которых может воплощаться адекватно. Система конструктов, по Келли, определяет индивидуальность человека. Аналогичное значение имеет роль в представлениях Дж.Л.Морено. Человек, по Дж.Келли, стремится к расширению и совершенствованию системы конструктов. По Дж.Л.Морено, человек (в норме) стремится к творческому расширению и адекватизации ролевого репертуара различных уровней.

Человек, по ДжКелли, может принимать продуктивное участие в жизни другого настолько, насколько может конструировать конструктные процессы этого другого. По сути, это может быть обозначено как когнитивная составляющая эмпатии - одного из центральных для Дж.Л.Морено отношенческих явлений.

Творчество Дж.Келли рассматривает как отказ от фиксированных конструктов; для Дж.Л.Морено творчество - отказ от консервированных ролей.

Внутри системы конструктов, по Келли, выделяется ядерная структура, соотносимая с наиболее фундаментальными планами природного мира, социального мира и интрасубъектного мира. Внутри ядерной структуры выделяются конструкты, соотносимые с интеракциями: они, в терминологии Дж.Келли, образуют ядерную роль. Соответственно, в его понимании роль следует за конструктом (например, за конструированием себя и своей семьи). Неудачи в поведении - следствие неадекватности ролевых конструктов.

Наряду с теоретическими аналогиями, можно усмотреть прямое сходство терапевтических идей Дж.Л.Морено и Дж.Келли - сходство в некоторых аспектах настолько явное, что П.Ф.Келлерман усматривает в нем одну из причин трудности, возникающей при попытках увидеть специфику психодрамы как самостоятельного вида психотерапии.[188] Действительно, терапия фиксированной роли, предложенная Дж.Келли, предполагает, что клиент активно экспериментирует с принимаемыми ролями гипотетических персонажей. Вместе с тем ряд отличий очевиден. Прежде всего, у Дж.Келли о роли речь идет только в том смысле, что человек руководствуется предвидением того, каким образом другой конструирует события. Терапия фиксированной роли - индивидуальная терапия, тогда как для Дж.Л.Морено принципиальна работа группы. Далее, роли проигрываются вне стен специального помещения, в пространстве реальной жизни. Акцент в терапии фиксированной роли делается на перцепции роли, а не на возникающем состоянии, тогда как у Морено основное внимание уделяется не рационализации, а проживанию и, в частности, катарсическому состоянию.