Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология

Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницализма либо некоторые важнейшие общие его положения. Такое достаточно общее определение оправдано тем, что одно из влиятельных направлений психологии ХХ столетия - американская гуманистическая психология - в лице таких ведущих ее представителей, как А.Маслоу и К.Роджерс , не является в строгом смысле психологией экзистенциальной, оказываясь, в противовес идеям европейского экзистенциализма, теорией человеческой успешности и возможной полной состоятельности, существенно более оптимистичной и прагматичной. Вместе с тем представления о свободе, ответственности и становлении, несомненно, роднят ее с экзистенциальной психологией и философией, что позволило И.Ялому[195] обозначить гуманистическую психологию “двоюродной сестрой” психологии экзистенциальной, как и некоторые направления неопсихоанализа. А.Маслоу обозначает следующие общие моменты гуманистической психологии и экзистенциализма:

1. Сходство методологии - в интраиндивидуаьном подходе к человеку исходя из его самости, его данности.

2. Признание того факта, что каждый индивид находится в постоянном развитии.

3. Признание ведущей рольи смысла, который индивид придает своей жизни или ищет в жизни.

4. Признание значимости ценностей, в особенности этических, эстетических, познавательных и религиозных.

5. Признание того, что индивид потоянно находится в ситуации выбора , принятия решения и последующей ответственности.

6. Стремление к полноте понимания мотивации, определяющей выбор и решение.

7. Признание глубины и серьезности человеческой жизни, места в ней тревоги и неизбежности страдания.

8. Акцент на будущем и его динамической роли в отншении настоящего.

9. Признание уникальности каждого индивида.

 

В литературе встречаются указания на то, что Дж.Л.Морено начинал свой путь в психологии как нефрейдист, а затем обратился к традициям экзистенциализма.[196] Как мы уже отмечали, первое сомнительно (недолговременная сотрудничество с Институтом психоанализа не означает исповедование психоаналитических идей, а близость к А.Адлеру в этом плане не может быть аргументом в пользу идейной или теоретической близости Дж.Л.Морено к психоанализу в том числе потому, что А.Адлер лишь формально может быть назван неофрейдистом - его идеи формировались независимо от Фрейда, и встречающиеся попытки видеть в нем ученика З.Фрейда несостоятельны С нашей точки зрения, которую мы постараемся обосновать ниже, Морено с первых своих - еще не отрефлексированных им самим - шагов в пространствах, близких психологии, в своей теологии и философии уже был, по сути, экзистенциалистом.

Возникновение собственно психологического экзистенциализма, берущего, как и философский, начало с идей С.Къеркегора (впрочем, свое учение так не называвшего), историки экзистенциализма датировать затрудняются[197] С нашей точки зрения, он начал оформляться как некое особое направление после выхода феноменологических работ К.Ясперса по психопатологии ( “Общая психопатология, 1913) ) и далее - с 20-х гг. ХХ столетия - с формулировкой идей “субъективной антропологии”, где важнейшим событием стало появление работы М.Хайдеггера “Бытие и время”, идеи которой были восприняты, в частности, дазайнаналитиками как основа построения новой психологии и психологической и практики , психолого-антропологических работ Ж.-П.Сартра (“Бытие и ничто”), а также многие философско-эссеистические работы феноменологов и философов-экзистенциалистов, выступивших во многих отношениях как создатели нетрадиционных психологических взглядов: в ряде случаев философию экзистенциализма трудно отличить от теоретической психологии (с уже приведенной оговоркой относительно неортодоксальности таких теорий).Отмечается также влияние на формирование экзистенциальной психологии классического психоанализа и раннего неофрейдизма (А.Адлер, К.Юнг)[198] , а также использовавших феноменологический метод для анализа психических явлений гештальтпсихологов (М.Вертхаймер, В.Келер, К.Коффка и особенно К.Гольдштейн, который ввел в психологию понятие “самоактуализация”). Исторически экзистенциальная психология возникла в европейской психиатрии, затем распространилась на США; разработанный в ней нетривиальный подход к проблеме психического здоровья позволил ей выйти далеко за пределы медицины, став сферой гуманитарной практики.

При всех различиях течений экзистенциализма, представляется возможным обозначить общую проблематику и основные принципы экзистенциальной психологии, а также основные понятия, вошедшие в теорию и практику психологии.

Проблематика экзистенциализма была, с нашей точки зрения, отчетливо сформулирована И.Ялломом как “предельные данности бытия” К ним он относил проблемы жизни и смерти, свободы., одиночества и смысла жизни. С этими данностями сопряжена проблематика любви, ответственности, становления, самореализации, которую мы ниже рассмотрим, обратившись к психологам-экзистенциалистам, чьи идеи наиболее очевидно соотносятся с идеями Дж.Л.Морено.

Некоторые важные в данном контексте черты экзистенциальной психологии можно свести к следующему.

Прежде всего, она принципиально антинаучна, если под “научностью” понимать выработанный в естественных дисциплинах подход, базирующийся на представлениях о детерминизме и возможности воспроизведения событий в искусственных условиях для экспериментального, “объективного” изучения, а также требование формулировки системы строго определенных базовых понятий и правил работы с ними, а также правил соотнесения эмпирики и теории. Это не означает отсутствие теоретизирования, однако оно осуществляется не традиционными средствами, оказываясь, скорее, формулированием некой общегуманитарной позиции. Равным образом она не избегает понятия объективности, но и это понятие наполняется иными смыслами. Характерно высказывание М.Босса о том, что он надеется, что экзистенциальная психология никогда не создаст теории типа естественнонаучной; экзистеницальная психология должна научить ученых не уходить от переживаемых феноменов и позволить феноменам “открыться” науке, обретя статус объективности. Гуманитарная позиция позволяет психологам- экзистенциалистам широко вводить в контекст своих размышлений и практики духовно-нравственную проблематику, включая религиозную (не во всех случаях), что вызывает, как и в ситуации с рядом неопсихоаналитиков, многочисленные возражения; они вполне последовательно не принимаются экзистенциалистами во внимание, так как, с их точки зрения, психология должна прежде всего ориентироваться на смысложизненные явления человеческой реальности. Основное в экзистеницальном понимании человека - признание его свободы как от внешней детерминации, так и от прошлого. (Последнее, как мы покажем далее, не обязательно означает отсутствие психологического прошлого как модуса). Человеческое бытие определяется смыслом, существующим не как рационалистически понятая цель деятельности, а как нечто коренящееся в бытии в плане переживания его (бытия) полноты и ценности. Отрицание эволюционизма в его биологическом понимании соответствует представлениям о человеке как уникальном существе, а о человеческой ситуации - как об уникальной ситуации (“здесь-бытие”). Человек не может быть понят на основе изучения животных (бихевиоризм), т.к. отличен от них принципиально; человек не может быть понят на основе своего прошлого (психоанализ), т.к. ситуация “здесь-и-сейчас” к ней не сводится и ей не детерминирована. В связи с этим в экзистенциальной психологии не признается правомерность экспериментирования с человеком как с объектом (естественно-научная доктрина, в частности, бихевиористическая); ведущим методом выступает феноменологический, как на уровне общей методологии, так и на уровне ряда частных методик.

 

Базовые понятия экзистенциальной психологии метафоричны и несистемны, что не рассматривается авторами как недостаток. Связанность предзаданными смыслами, как и жесткими теориями, ограничивает возможности понимания человека как живого меняющегося существа и мешает психологии поддерживать контакт с реальностью человеческих переживаний. Ниже мы рассмотрим наиболее включенные в работу психологов-экзистенциалистов понятия.

И общий подход, и ценностное видение человека через призму его предназначения, и отказ от экспериментирования традиционного типа - замена его “естественными” экспериментальными процедурами, где человек оказывается свободен, и фактический отказ от теоретизирования, непоследовательность взглядов и нестрогость терминологии весьма характерны для Дж.Л.Морено.

Основные понятия философии экзистенициализма, вошедшие в психологическую теорию и практику, были выделены А.Ф.Бондаренко[199]. К таковым он относит: понятия диалог( встреча), опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная ситуация). Со своей стороны добавим понятия свобода и ответственность. Отметим, что многие из этих понятий не имеют четких и общепринятых определений, оставаясь в высокой степени метафоричными, за что экзистенциалисты многократно критиковались.

Понятие “встреча”, как принято считать, было разработано М.Бубером в начале 20-х гг. (Оговорка “принято считать” связана с тем, что Дж.Л.Морено, тесно с М.Бубером общавшийся в это время, утверждал свое влияние на М.Бубера Выделенные М.Бубером дуальные “основные слова”, не обозначающие ничего реального в “расщепленной форме” , порождают нечто, будучи произнесенными в цельности. “Я - Оно” порождает опыт; “Я-Ты” порождает отношения. Я определяется через отношение к Ты. Таким образом, подлинная - человеческая- жизнь есть Встреча, которая порождает бытие. Возникающее в диалоге Мы представляет особую реальность, не сводимую к простой сумме Я и Ты. (Отметим, что подобным образом проблема Я-Ты, выступающая краеугольным камнем экзистенциализма, решалась не всеми экзистенциальными психологами - например, Ж.-П. Сартром).К. Ясперс, отталкиваясь от идей Бубера, рассматривал как одну из основных проблему открытости людей друг другу, видя ее в контексте “экзистенциальной коммуникации”, основанной на эмпатии (вчувствовании). В противном случае другой оказывается объектом, теряя свою жизненность (образ Горгоны у Сартра). Та же идея - базовая для Дж.Л.Морено в построении групповой работы. Именно этим обусловлено его представление о необходимости именно групповой психотерапии. С этим соотносится его видение подлинных отношений как “теле”, когда психологическое взаимопроникновение настолько полно, что образует новое уникальное единство. В главе, посвященной жизненному пути Дж.Л.Морено, мы говорили о том, что для него Встреча исполнялась высшего смысла и возносилась на уровень особой религии: Встреча людей виделась им как путь к Богу и к Встрече с Ним, что вполне в духе М.Бубера.

Понятие “опыт” в экзистенциализме означает, по сути, “проживание”. Речь не идет о взаимодействии с объективным миром как таковым. Имеется в виду феноменальный опыт, происходящее в субъективной реальности, в том пространстве, которое К.Роджерс назовет “феноменальное поле”.[200] Каждый опыт уникален и неповторим; он в полном смысле открыт лишь субъекту и не может быть верным или неверным: он есть. И именно он есть реальность в экзистенциальном смысле. Этому представлению в полной мере соответствует убеждение Морено относительно множественности субъективных миров, обсуждавшееся нами в связи с соотношением взглядов Морено и Уильяма Джеймса. Понятие experience имеет еще и оттенок “переживание”, в данном случае делается акцент на происходящем непосредственно в данный момент, здесь-и-сейчас

Понятие “аутентичность” - в значении “подлинность” - введено М.Хайдеггером для различения “подлинного” и “неподлинного” бытия; оно было подробно разработано К.Ясперсом уже на философском этапе его творчества. Центральная характеристика подлинного - аутентичного - бытия - открытость опыту и полнота самоосознавания, свобода от манипулирования со стороны окружающих и от аутоманипулирования. Про словам А.Маслоу, экзистенциализм дал толчок новому направлению психологии - психологии полностью развитого и аутентичного Я. (“Психология бытия”). Этому понятию адекватно представление Морено о спонтанности как о соответствии подлинной сути человека и критерии подлинного здоровья..

Понятие “самоактуализация”, строго говоря, было введено не философами-экзистенциалистами и не психологами этого направления, а К. Гольдштейном, у которого оно было заимствовано А.Маслоу, некоторое время с ним сотрудничавшим. Маслоу определил самоактуализацию как “стремление быть всем, чем возможно”; это понятие -в иной вербальной форме - отражает представления Хайдеггера о становлении и потребности каждого человека “быть всем”, с невозможностью удовлетворения которой связываются основные проблемы человека с точки зрения дазайн-аналитиков. Представления Дж.Л.Морено о креативности и неврозе креативности созвучны этим идеям (по Маслоу, креативность - одна из сущностных характеристик “самоактуализирующейся личности”).

Ценность в экзистенциально-гуманистической психологии рассматривается двояко. В общем виде под ценностью понимается нечто, придающее жизни направленность и целостность. В собственно экзистенциализме в качестве ценности рассматривается целостность бытия; вместе с тем в гуманистической психологии широко распространено предложенное А.Маслоу деление ценностей на B (becoming ) и D (deficit) ценности, соответствующие потребностям становления (роста) и дефициентным потребностям; с первыми связано подлинное психическое здоровье, со вторыми - преимущественно здоровье физическое, хотя и более высокие - соответственно “лестнице потребностей “ - базальные потребности, за исключением связанных см самоактуализацией, могут относиться как к тому, так и к другому разряду. Как уже говорилось, в качестве ценностей у Морено выступают спонтанность, в которой реализуется креативность, с чем связан гармоничный ролевой репертуар.

Бытие в экзистенциальной традиции выступает как базовая и оттого в целом нечетко очерченная категория, соотносимая, однако, не с онтологией, а с феноменальной реальностью: речь идет о самоосуществлении (Ш.Бюлер) и проживании этого самоосуществления в мире. Вместе с тем экзистенциальная позиция не тождественна чистому субъективизму: утверждается не самодостаточность субъективного мира и тем более не позиция субъективного идеализма, а данность мира человеку через индивидуальный опыт последнего, “высвечивающий” реальность. Представления М.Хайдеггера (и - от него – Л.Бинсвангера и М. Босса ) о человеке как бытии-в-мире подчеркивает слиянность того и другого; становление человека осуществляется как развертывание себя в мире и трансцендирование. На этом уровне позиции Морено и экзистенциалистов аналогичны, однако необходимо уточнение: если в нерелигиозном экзистенциализме акцент делается на субъективном движении индивида без обсуждения Абсолюта как цели движения, то у Морено бытие рассматривается как реализация Божественного. В этом плане Морено ближе к тем из экзистенциалистов, кто утверждает неразрывную связанность становления человека и становления мира, понимаемого как Божественное творение.

Представление о человеческой свободе - одно из центральных в экзистенциализме. Как уже говорилось, принципиальный отказ от доктрины внешнего детерминизма, равно как детерминизма эволюционного - одна из характерных черт данного подхода. В каждый момент времени человек свободен в выборе и, следовательно, ответствен за него; существующие ограничения (например, наследственность) не означают предопределенности.”Я свободен” означает “Я полностью ответствен за свое существование”. Отказ от свободы и ответственности - одна из главных проблем человека; выбор стереотипных способов бытия - источник неврозов. Аналоги у Дж.Л.Морено - представление о “консервированных ролях” и неврозе креативности.

Ниже мы конкретнее соотнесем взгляды Дж.Л.Морено со взглядами ведущих психологов-экзистенциалистов. При этом мы заранее исключаем из обсуждения так называемый “атеистический” экзистенциализм, в частности, взгляды Ж.-П.Сартра.