Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».

Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей силе» в американской психологии, альтернативной бихевиоризму и психоанализу прежде всего в плане антропологии. В гуманистической психологии человек рассматривается как изначально благое существо, стремящееся к творческому саморазвитию, проблема которого – в социально обусловленной невозможности следовать своей природе. Психическое здоровье рассматривается как соответствие бытия творческой природе человека. Ряд авторов считает, что гуманистическая психология привнесла в психологию США европейский экзистенциализм, и прежде всего это отичает ее от двух других «сил».. Вслед за И.Яломом[205] , считавшим гуманистическую психологию «двоюродной сестрой» экзистенциализма, согласимся с этим отчасти – строго говоря, из упомянутых авторов последовательным экзистенциалистом, близким дазайнанализу, был лишь Р.Мэй, который, собственно, познакомил американских психологов с экзистенциализмом[206] и вызвал дискуссию по этому поводу; взгляды же ведущих представителей гуманистической психоогии формировались в своей основе с 30-х гг. ХХ столетия. Основное отличие видится в том, что в трудах таких психологов, как А.Маслоу и в несколько меньшей степени К.Роджерс одной из основных выступает идея обретения человеком состоятельности в ее полном, относительно завершенном варианте («самоактуализировавшаяся личность» по А.Маслоу, «полностью функционирующий человек» по К.Роджерсу), тогда как европейский экзистенциализм исповедует идею приницпиальной незавершаемости человека. Вместе с тем видение человеческой ситуации во многом сходно, прежде всего мы имеем в виду акцент на проблеме разрушающихся ценностей и на проблеме аутентичного бытия, внимание к уникальности каждого человека, ориентация на будущее, представленное в настоящем[207] . Общим видится и тенденция к опровержению «сайентизма» в психологии – отказу от идей жесткого детерминизма, строго объяснительных тенденций и последовательных понятийных систем.

Ниже в соотнесении с позициями Дж.Л.Морено. мы рассмотрим идеи ведущих представителей американской гуманистической психологии - А.Маслоу и К.Роджерса. Выбор именно этих авторов диктуется тем, что идеи А.Маслоу и К.Роджерса большинством критиков рассматриваются как наиболее репрезентативные в отношении этого направления.

 

Основные идеи А.Маслоу (1908-1970), по исходным интересам бихевиориста, начали формулироваться во второй половине 30-х гг. под влиянием сотрудничества с европейскими психологами-эмигрантами и в особенности в 40-е гг. в связи с осмыслением событий П Мировой войны, а основное концептуальное оформление обрели в 1950-е – 60-е гг.; серьезное влияние на него оказали идеи неофрейдистов, в первую очередь К.Хорни и Э.Фромма, гештальтпсихологов в лице прежде всего М.Вертгеймера и К.Гольдштейна (особенно разрабатывавшийся последним организмический подход). А.Маслоу упоминает Дж.Л.Морено в числе тех, чьи идеи относительно психологии личности обретают все большее влияние, называя в ряду таких авторов, как Г.Оллпорт и Г.Меррей[208] , не относя при этом к какой-либо психологической традиции, в том числе к экзистенциальной психологии. Вместе с тем он не обсуждает идеи Дж.Л.Морено подробно и не ссылается на его важнейшие работы, из чего можно сделать вывод о недостаточном знакомстве с ними либо о том, что А.Маслоу не считал их важными при обсуждении интересовавших его проблем. С нашей точки зрения, однако, некоторые параллели вполне очевидны, как и существенные различия. Отметим основное.

 

Идеи А.Маслоу первоначально сформировались, по его утверждению, в попытке интегрировать идеи З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма и К.Гольдштейна[209]. Это можно переформулировать как попытку интеграции

индивидуально-динамического подхода, социально-психологического видения человека в пространстве микро- и макросоциума, анализа духовных аспектов человеческого бытия и холистического подхода в плане психофизического монизма. Как было показано выше, все эти интенции характерны и для Дж.Л.Морено. Критика А.Маслоу в адрес бихевиоризма и психоанализа абсолютно созвучна точке зрения Дж.Л.Морено. Бихевиоризм, по А.Маслоу, вообще не дает возможности понять суть человека; за рамками психоаналитической (в классическом варианте) антропологической картины остались «богоподобные качества» человека [210]. А.Маслоу не предлагает духовной антропологической позиции, оставаясь в рамках психологии, «богоподобные качества» остаются скорее метафорой, демонстрирующей, однако, общую интенцию его теоретизирования и практики. «Богоподобность» воплощается у него, с одной стороны, в представлениях о самоактуализации и самоактуализировавшейся метамотивированной личности, с другой – в сформулированных в последних работах представлениях о трансперсональных аспектах бытия.. Собственно человеческое – стремление к нарушению сложившегося равновесия, понимаемого как покой (отличаемого А.Маслоу от гомеостаза, предполагающего оптимальный уровень напряжения). Самоактуализация определяется им как тенденция стать всем, чем возможно, и связывается с В-мотивацией, мотивацией роста, не сводимого к восполнению дефицита. Подлинно здоровое бытие предполагает личностное движение, творческий рост. В числе важнейших характеристик здоровой личности А.Маслоу называет [211]«…спонтанность и экспрессивность, идеальное функционирование, жизнеспособность», что буквально соответствует идее Дж.Л.Морено, в том числе и в отношении адекватности спонтанных проявлений в ситуации. В качестве универсальной характеристики самоактуализированных людей А.Маслоу рассматривает креативность, отличая ее от гениальности или специфической способности, но относя к общей тенденции личности к особому восприятию и преобразованию субъективной реальности, не обязательно требующей художественного или иного воплощения и подтверждения; креативность самодостаточна. Восприятие может быть креативным; вместе с тем для самоактуализации необходим как созерцание так и действие[212] . Эти представления также вполне созвучны идеям Дж.Л.Морено относительно креативности и «консервации» и «философии действия».

Размышляя о межличностных отношениях, А.Маслоу говорит о необходимости внимания к проблемам понимания посредством интуиции и эмпатии. Вместе с тем А.Маслоу остается преимущественно на позициях интраиндивидуального подхода, своего рода «монологического экзистенциализма». Исповедуя идею самораскрытия и самосозидания, он утверждает поднятие личности «над» социумом и обретение индивидуальной независимости (в экзистенциальном смысле). Человек становится в большей степени членом рода человеческого, и в меньшей – членом локальной группы. Проблема связи между людьми для него – во многом проблема взаимопонимания одиночек, проблема бытия – проблема глубинной сути индивидуального бытия.

 

Путь К.Роджерса (1902-1987) в психологию и психотерапию отчасти напоминает путь Дж.Л.Морено, что мы считаем важным в силу того, что особенности жизненного пути и формирования личности К.Роджерса многие авторы считают важнейшим фактором формирования его идей (А.Б.Орлов, Е.Т.Соколова). В первую очередь мы имеем в виду, что для того и другого приход в психотерапию был связан с осознанием своей религиозной позиции. Получив религиозное (наряду с историческим, а позже-психологическим) образование, он не принял сана, осознав свои религиозные убеждения как выходящие за пределы конфессиональных. Вместе с тем «духовная вертикаль» неявно присутствует в его работах как спроецированная на гуманистические представления о человеке аналогично тому, как она отражена в работах А.Маслоу. Как мы уже отмечали, неконфессиональная религиозность – одна из важнейших черт концепции Дж.Л.Морено. В психологию К.Роджерс пришел от практики социальной работы, аналог которой можно (наряду с медицинским аспектом) усмотреть в деятельности Дж.Л.Морено в работе с проститутками и беженцами. Для того и другого характерен в большей степени акцент на действии, чем на предваряющем его теоретизировании (авторитетная теория личности К.Роджерса возникла как рефлексия практики).

Многие идеи К.Роджерса сходны с идеями Дж.Л.Морено. В философско-методологическом плане К.Роджерс основывается на феноменологии, утверждая субъективную реальность основным фактором, определяющим поведение, и настаивая на уникальности и неповторимости индивидуального феноменального мира. Как мы указывали выше, для Дж.Л.Морено одной из повлиявших на него мыслей У.Джеймса была идея множественности субъективных миров. В качестве основного мотива бытия К.Роджерс постулировал актуализирующую тенденцию, определяемую как изначально присущее живому стремление к развитию, регулирующую поведение на основе организмического оценивания. Эта идея созвучна идее Дж.Л.Морено о спонтанности и креативности как мотивации и способности к творческому саморазвитию. Как для К.Роджерса личностные проблемы изначально определяются отказом от организмического оценивания и следования тенденции актуализации, так для Дж.Л.Морено основополагающим оказывается невроз креативности. По сути, это означает, что и для К.Роджерса, и для Дж.Л.Морено психологические проблемы возникают там, где человек в силу различных причин оказывается отчужденным от своей сущности. Для того и другого центральным оказывается понятие «Встреча». Тот и другой подчеркивали значение эмпатических отношений. Тот и другой активно использовали групповую форму терапевтической работы (К.Роджерс – один из лидеров группового движения и – наряду с У.Шутцем – так называемых «групп встреч»), оба работают с ситуацией «здесь и сейчас».

Основные отличия определяются тем, что система Дж.Л.Морено открыто теологична, а также тем, что главный интерес для К.Роджерса выступает интраиндивидуальный мир, индивидуальная конгруэнтность, тогда как групповая теорапия Дж.Л.Морено, наряду с ориентацией на протагониста, может быть ориентирована на группу. В методическом отношении роджерианская терапия менее технологизирована и не предполагает драматизации как таковой, хотя, строго говоря, не исключает ее в спонтанных проявлениях участников группы. Вместе с тем К.Роджерс считается основателем центрированной на клиенте разговорной терапии[213] Карл Роджерс некоторыми специалистами расматривается как автор, который первым ввел в психотерапию принципы экзистенциализма (Бондаренко А.Ф.). А.Б.Орлов, Е.Т.Соколова и др. обозначают как открытие К.Роджерса установление необходимых и достаточных условий гуманизации межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека; его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в общении с ним [214]. Не умаляя значение личности, идей и практики К Роджерса, мы не считаем подобное установление приоритетов вполне справедливым в отношении не только Дж.Л.Морено, но и ряда других авторов, что мы постараемся показать ниже.

К.Роджерс заявил о себе как об оригинальном мыслителе и практике в начале 1940-х гг., когда вышла в свет работа «Консультирование и психотерапия», посвященная анализу опыта индивидуального индивидуального консультирования (1942 г.), впервые обратившись к групповым методам, после П Мировой войны. Вместе с тем наибольшее развитие группы встреч, одним из лидеров которых он стал, получили в 50-60-е гг., вплетясь, как и гештальтгруппы, в контекст формирующейся североамериканской контркультуры. Таким образом, К.Роджерса нельзя считать первым, кто ввел в психотерапию принципы экзистенциализма, - его опережают, как минимум, Л.Бинсвангер, Дж.Л.Морено, Р.Ассаджоли и, вероятно, В.Франкл. Психодраматические группы, существующие с 30-х гг. ХХ столетия, оказываются и предшественниками групп встреч, равно как само понятие «встреча» в психотерапевтический контекст было введено Дж.Л.Морено. Как уже было показано, проблематика, связанная с эмпатией, личностной включенностью и естественностью бытия терапевта во встрече с клиентом также обсуждалась Дж.Л.Морено и реализовывалась на практике до того, как это сделал К.Роджерс.