Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.

По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он показал ограниченность позиций З.Фрейда.[215] .В 1926 г. в Риме был создан Институт психосинтеза, в США он распространен с 1957 г., когда был утвержден Фонд исследований в обалсти психосинтеза. В основном Р.Ассаджоли рассматривает психосинтез как вариант психологии экзистенциализма, принимая те его положения, которые были обозначены А.Маслоу (см. начало главы), но обозначая при этом и относительную специфику психосинтеза в плане расставления акцентов и обозначения дополнений. В качестве таковых он обозначает:

1. Выдвижение на передний план воли.

2. Понимание самости как переживаемой в чистом, бессодержательном феноменальном плане.

3. Признание значимости радостных творческих переживаний.

4. Рассмотрение одиночества как временого состояния, чередующегося с переживаниями межличностного общения.

5. Использование активных методик для пробуждения скрытых способностей.

6. Целенаправленную реконструкцию личности.

 

В интересующем нас аспекте отметим третье и четвертое из отмечаемых Р.Ассаджоли отличий. Признание значимости творческих переживаний в терапевтической работе вполне очевидно соотетствует идеям Дж.Л.Морено, согласно которому катарсические переживания лежат в основе терапевтического процесса и не обязательно являются трагическими по своему содержанию; напротив, акциональный голод предполагает радость творчества. Отношение к одиночеству как временному состоянию сопряжено для Р.Ассаджоли с мыслью о том, что возможно полное вытеснение чувства одиночества, уступающего место “взаимодействию индивидов и групп – стиранию всех границ (выделено автором) между ними посредством интуиции, эмпатии, понимания и отождествления. Это обширная область межличностного психосинтеза, простирающаяся от межличностных отношений мужчины и женщины до гармоничной интеграции в ту или иную группу – вплоть до “единого человечества”. Данная цитата практически идентична мыслям Дж.Л.Морено. Области применения психосинтеза, предлагаемые Р.Ассаджоли, также совпадают с обозначенными для психодрамы Дж.Л.Морено: наряду с терапией, это психогигиена и психопрофилактика, сфера образования (“Психодрама в образовании”), обучение одаренных детей (“Тренинг креативности” Дж.Л.Морено), область межличностных и групповых взаимоотношений, нуждающихся в гармонизации. Таким образом, параллели с идеями и практикой Дж.Л.Морено вполне очевидны. Показательно и то, какие источники в 1965 г. Р.Ассаджоли называет среди важнейших, определивших психосинтез: исследования психических автоматизмов П.Жане, катарсический метод Й.Брейера, психоанализ З.Фрейда, взгляды А.Адлера, К.Юнга, О.Ранка, позже – К.Хорни и Э.Фромма, психосоматическая медицина, психология религии (в том числе У.Джеймс), исследования сверхсознательности и одаренности, парапсихология, восточная психология (особенно индийская), холистический подход (К.Гольдштейн, А.Маслоу, Ф.Перлз), межличностная и социальная психология и психиатрия (Г.Салливен, К.Левин, П.Сорокин), активные методы лечения ( гипноз, аутосуггесивные методы, рациональная терапия Эллиса, групповая психотерапия Дж.Л. Морено, Дж.Баха, Э.Берна.). [216]Таким образом, психосинтез выступает как ярко выраженная эклектическая психотерапия, что также сближает ее с психодрамой, как и ряд имен и областей, названных выше.

Примечательно, что с социометрическими идеями Дж.Л.Морено Р.Ассаджоли, по-видимому, знаком не был или был знаком поверхностно (в 1965 г. он ссылается только на “Психодраму” 1946 г.) и оттого не включает его имя в список социальных психологов и психиатров. Ссылок Дж.Л.Морено на психосинтез нам обнаружить не удалось.

Таким образом, на антропологическом и методологическом уровнях общность позиций Дж.Л.Морено и Р.Ассаджоли определяется утверждением ограниченности психоаналитической антропологии и близостью того и другого экзистенциализму. Антропологическая позиция Р.Ассаджоли уточняется в его представлениях о структуре личности. В качестве отличительной особенности его видения личности выделяется признание им наличия, наряду с низшим и средним бессознательным, области высшего бессознательного и “высшей самости”. Высшее бессознательное выступает у него как источник высших форм интуиции и вдохновения, нравственных императивов, гуманных побуждений, вершинных переживаний,высших чувств. Эта область рассматривается Р.Ассаджоли не как результат сублимации, а как исходно присутствующая реальность, раскрывающаяся в ходе внутреннего роста, как своего рода экзистенциальное будущее, неосознаваемо присутствующее в настоящем. Равным образом реальностью оказывается Высшая самость, аналогичная для Р.Ассаджоли в своих проявлениях Космическому сознанию, с одной стороны, и юнгианской индивидуации – с другой. Таким образом, антропологическая позиция оказывается включающей “духовную вертикаль” , обозначенную не религиозно, а мистико-эзотерически. Высшая самость выступает интегрирующим центром личности; собственно, психосинтетический процесс предполагает сближение личностной самости с Высшей самостью (“движение к звезде по следу ее луча”).

Основные стадии психосинтеза обозначены Р.Ассаджоли как глубокое осознание собственной личности, контроль за ее элементами, постижение Самости и собственно психосинтез: реорганизация личности вокруг нового центра. Сопоставление с идеями психодрамы показывает существенное сходство в этом плане с той оговоркой, что в психодраматической терапии эти задачи не рассматриваются как этапы, а выступают как аспекты психораматической работы в зависимости от ситуации “здесь и сейчас”, актуальной проблемы протагониста и заключенного контракта. Глубокое осознание собственной личности в психодраме выступает как самоисследование драматическими средствами при помощи ведущего. Контроль за элементами собственной личности по Р.Ассаджоли предполагает разотождествление, временное отчуждение мыслей, образов, переживаний и определение отношения к ним. Аналогичная работа – драматическими средствами – типична для интрапсихической драмы. Постижение Самости для Р.Ассаджоли означает соприкосновение – в том числе в виде виртуального диалога - с реалистическим или фантастическим образом, ее субъективно символизирующим. Психодрама предполагает такие возможности, в частности, в работе со сверхреальностью. Реорганизация личности, предполагаемая любым активным психотерапевтическим методом, в данном случае может быть психодраматически инициирована через обмен ролями.

Наряду с реально или потенциально сходным аспектами психосинтеза и психодрамы, выделим различия. При том, что, как уже говорилось, Р.Ассаджиоли полагал важным построение межличностного бытия, которое должно прийти на смену экзистенциальному одиночеству, и несмотря на то, что психосинтез существует и в индивидуальной, и в групповой форме, сами межличностные отношения не интересовали его с точки зрения типологии и содержания, равно как и структура группы. Единение группы возникает у него как со-переживание особых состояний сознания, аналогично тому, как это происходит в трансперсональных опытах (неслучайно работы Р.Ассаджоли оказываются включеными и в сборники трансперсональной психологии). Важное отличие – возможность использования психосинтеза самим индивидом для ускорения внутреннего роста и самоактуализации. Классические психосинтетические упражнения предназначены для индивидуальной работы.

Р.Ассаджоли, наряду с К.Юнгом, В.Франклом и Дж.Л.Морено может раасматриваться как новатор в том плане, что он привнес в психотерапию духовный аспект. В связи с тем, что к 1925 г. психосинтез уже во многих чертах сформировался и был (в отличие от практики Дж.Л.Морено) отрефлексирован именно как психотерапия, есть основания признать его приоритет.