УИКЕНД КАК ПРАЗДНИК

 

Для некоторых пациентов разлучение, вызванное уикендом, явля­ется поводом для празднования: это перерыв, передышка, отдых; оно означает возможность восстановления сил после строгостей и требований психоанали­тического лечения. Очевидно, это является признаком того, что ежедневная психоаналитическая работа выполняется при постоянном сопротивлении. Удивительно, как часто пациент открыто не показывает присутствия сопро­тивления до сессии в пятницу или до сессии перед отпуском. Если вдруг, к удивлению аналитика, пациент реагирует на этот перерыв в работе как

 

__________________

В работе «О начале лечения» (1913) Фрейд пишет: «Даже небольшой перерыв несколько затрудняет работу. Мы в шутку говорим о «понедельничной корке», когда снова начинаем работу после воскресного отдыха; при более редкой работе возникает опасность не поспеть за реальными переживаниями больного, потерять в лечении контакт с текущей жизнью и сбиться с прямого пути. Иногда попадаешь на больного, которому приходится посвятить больше времени, чем обычный в среднем один час, потому что большую часть одного часа они употребляют на то, чтобы «оттаять» и вообще начать говорить» (Примечание научного редактора). щ

 

на приближение праздника и веселья, то аналитик должен сделать вывод о присутствии латентного негодования по отношению к психоаналитическому лечению, которое было молчаливым в рабочий период времени. Это пока­зывает, что аналитик, должно быть, является чем-то вроде критического Супер-Эго для пациента. Пациент работает в анализе под давлением чувства долга, по принуждению, покоряется ситуации без проговаривания этой покорности. Пациент может осознавать, а может и не осознавать этого, но его реакции на приближение праздника четко покажут это. Пациенты, которые так чувствуют себя в пятницу, перед уикендами, и пациенты, которые испытывают чувство облегчения и удовольствия в конце каждой психоаналити­ческой сессии, относятся к этой категории.

Когда аналитик является для пациента фигурой критического Супер-Эго, поведение пациента во время уикенда будет состоять из различного рода инстинктивных свобод. В этом случае возникнет изобилие либидинозной и агрессивной активности, обычно с регрессивным, инфантильным оттенком. Поразительно, как пациенты сдерживают свою сексуальную жизнь в течение недели, а затем, во время уикендов, разрешают себе разнообразную преге-нитальную активность. Во время уикендов часто наблюдается резкое увеличе­ние активности, направленной на получение предудовольствия1, мастурбации и случайных связей. Параллельно увеличивается число агрессивных действий. Некоторые пациенты отыгрывают во время уикенда то, что было в их сво­бодных ассоциациях в течение недели. Эти пациенты ведут себя так, будто аналитик является носителем их Супер-Эго. Тогда сессия в понедельник становится сессией для исповеди и искупления вины, «воскресной исповедью». В понедельник такие пациенты очень часто начинают сессию с перечисления всех своих грехов, с чувством большой вины и стыда, страха наказания и большим самоуничижением. Поразительно, что когда такие пациенты случайно встречают своих аналитиков во время уикенда, они бывают шокиро­ваны, потому что, согласно их фантазии, аналитик не существует во внешнем мире. Или же они могут фантазировать, что аналитик заперт в офисе, у него нет жизни вне офиса. Некоторые пациенты бывают поражены, встретив своего аналитика на концерте или в театре. Некоторые не будут узнавать его, становясь истерически слепыми и развивая скотому2 в отношении него. Важно распознавать эту проекцию Ид и Супер-Эго, а также тонкие сопротивления, которые могут неявно работать в течение недели.

 

____________

1 Предудовольствие — эмоциональная реакция на сексуальную стимуляцию, предшест­вующую половому акту (Примечание научного редактора).

2 Скотома — ограниченный слепой участок в поле зрения (Примечание переводчика).