СОСТОЯНИИ

В последней сцене кинофильма «Driving Miss Daisy» («Неис­товая мисс Дэйзи») Джессика Тэнди, играющая главную роль, сидит за столом в доме престарелых. Она изнурена и иссушена старостью. Ее верный и преданный слуга Хоук, которого играет Морган Фримэн, приходит навестить ее, как всегда, через неде­лю. Он и сам отнюдь не молод. Терпение, с которым он сидит и выслушивает ее бессвязные речи, передает ощущение, что этих двух людей многое объединяет. В самом деле, Хоук может отсле­живать ход мыслей мисс Дэйзи, даже когда они постоянно блуж­дают в непонятных направлениях.

В одном из эпизодов этой встречи Хоук уговаривает мисс Дэйзи отведать ее любимого тыквенного пирога. Мисс Дэйзи не отвечает, она просто сидит на своем месте.

В этот момент безмолвия создается ощущение, что кино ос­танавливается. Мы затаиваем дыхание, ожидая, что будет даль­ше. Затем Фримэн незаметно и осторожно приближается к мисс Дэйзи, берет ее вилку, отламывает кусочек и нежно дает ей съесть.

В этот момент зритель узнает, что самые худшие опасения мисс Дэйзи, включая те, которые она из-за ухудшения своего состоя­ния даже не может вообразить себе, но которые осознает ауди­тория, никогда не подтвердятся. Хоук останется с ней до конца еедней.

Когда я смотрю эту сцену — а я видел ее несколько раз, — то всякий раз плачу, осознавая, что этот момент вселяет как надеж­ду, так и ужас. Все мы уповаем на то, чтобы в такой момент с нами обязательно кто-то был рядом, и нам страшно, что останемся одни, наедине со своей немощью.

6—1210

Страх быть брошенным вообще свойственен человеку, но уж совсем черной тучей он нависает над тем, кто страдает депресси­ей, особенно если его когда-нибудь по-настоящему бросали. Та­кому человеку страшно оставаться одному: ему страшно, что все куда-то безвозвратно уходит — здоровье, работа, жизнь. Он бо­ится — нет, он убежден, — что станет никчемным^ бесполезным и никому не нужным и в конце концов все, кого он любит, забу­дут о нем.

Эти страхи дорогого вам человека могут быть для вас тягост­ны. Разумеется, такими они были и для меня. Я помню разгово­ры моей мамы о том, каково ей быть одной. И хотя мы любили ее и заботились о ней, мы просто не могли пробиться сквозь на­висшую над ней тьму. Порой во время школьных занятий я ощу­щал, как в моем воображении возникает ее образ — одинокой и несчастной, оставленной дома в постели. Я беспокоился. У меня перехватывало дух, и я, погруженный в свои мысли, глядел в окно. Я чувствовал на себе вину и ответственность. Мне приходилось каждый день оставлять маму, чтобы ходить в школу. Мне нечего было ответить на ее жалобы: «Никто мне не звонит... никто обо мне не заботится».

Я был подростком и чувствовал себя беспомощным, не умея утешить мать. Теперь я знаю, что есть способы успокоить дорого­го вамчеловека, страдающего депрессией, —способы, которыееще больше сближают людей и рождают доверие. Но в первую очередь и прежде всего вы должны обращать внимание на те моменты в отношениях с любимым человеком, когда он начинает бояться, что его бросят. Уильям Стайрон в своих мемуарах «Зримая Тьма» пи­шет об этом так: «От друзей, любимых, членов семьи, почитате­лей может потребоваться почти религиозная преданность, чтобы убедить страдающих (депрессией) в ценности жизни, что зачас­тую противоположно их чувству бесполезности. Но такая предан­ность предотвратила бесчисленные самоубийства».