Мудрость и боль молчания

В пылу гнева нет места сочувствию. А без сочувствия вы не способны оказать поддержку. Как пишет в своей книге «Душев­ный разум» Дэниел Коулмэн, «сочувствие требует достаточного спокойствия и восприимчивости, чтобы ваш эмоциональный мозг мог улавливать тонкие сигналы, посылаемые чувствами дру­гого человека, и имитировать их». Когда имеешь дело с челове­ком, страдающим депрессией, спокойствия и восприимчивости можно достичь сочувственным молчанием.

О том, насколько ценно молчание, я впервые узнал от стар­шего брата. Я помню, как он, еще до своего отъезда в Оксфордс­кий университет и до того, как над нашим домом нависла тьма, всякий раз старался промолчать, когда я, тринадцатилетний, на­доедал ему своими проделками. Он просто не отвечал на мои высказывания. Потом, когда его настроение становилось лучше или когда он просто смягчался, он говорил мне, что практикует «мудрость молчания».

г

Я думал, что молчание моего брата, который старше меня на десять лет, — это облагораживающее проявление силы и дисцип­лины. Будучи самым обыкновенным малолеткой, я мог контро­лировать свои импульсы не больше чем свои гормоны.

После того, как мой брат уехал, а депрессия мамы усили­лась, я научился воскрешать в своей памяти то, что когда-то воспринял как силу брата, проявлявшуюся во время трудных разговоров с мамой, когда в его адрес сыпалось много обвине­ний. Я хорошо помню эти моменты. Я поворачивал ручку и открывал дверь в эту кромешную тьму. Воздух в маминой ком­нате всегда был спертый и затхлый — словно вскрыли табакерку с увлажнителем, которая была очень долго закрыта. И прежде чем войти в мамину комнату в надежде приободрить маму, я уже знал: первое, что меня там ждет, это ее непредсказуемое настроение. Таким вот образом, слушая и наблюдая, сдержи­вая слезы и гнев, я повторял словно мантру: «Мудрость мол­чания... мудрость молчания...», когда мама обвиняла меня во всех своих несчастьях.

Много лет спустя я снова услышал эту фразу, и она всколых­нула мои чувства, когда я смотрел киноверсию романа Хайма Потока «Избранный народ», где рассматривается ассимиляци­онный конфликт в ортодоксальной еврейской семье. Фраза, ко­торую повторял мой брат и за которую я держусь, словно утопа­ющий за соломинку, была взята из Талмуда, в котором собраны еврейские традиции, законы и легенды. Только брат не произ­носил всю фразу целиком — «мудрость и боль молчания».

Эти слова, исполненные страдания и печали, которые про­износит раввин, узнав, что его старший и самый одаренный сын оставляет учебу, потрясли меня до глубины души. Я плакал, вспо­миная в четких деталях те страшные угрозы самоубийства, тот чудовищный гнев, ту грубую критику, которую мама, будучи в депрессивном состоянии, высказывала мне и другим членам се­мьи.

Когда тот, кого вы любите, в депрессии, вы молча терпите и боль, и печаль, надеясь стать для близкого человека сильным со­юзником, источником поддержки и помощи. Так или иначе, боль молчания лежит в корне выпавших на вашу долю испытаний.

 

 

В душе вы глубоко задеты содержанием того, что вам сказа­ли. Его слова больно ранят вас и пронзают в самое сердце: пожа­луй, нет таких людей, на кого сочувственное молчание не воз­действовало бы эмоционально. Но сочувственным, а не черствым делает это молчание именно признание боли, которую вы пере­живаете как свидетель страданий любимого человека. Болеетого, вы признаете эту боль, не реагируя на момент.

Разумеется, это невозможно, если необходимо срочно при­нимать меры, как, например, в случае попытки самоубийства. Но такое случается гораздо реже, чем упреки и жалобы, изодняв день высказываемые подавленным любимым человеком.

Вы вправе задать вопрос: если нам приходится так дорого платить своими переживаниями, то в чем же мудрость такого молчания? Кому это надо? Я знаю, что это выглядит парадок­сально, но когда ваш любимый человек охвачен приступом яро­сти и саморазрушения, бессмысленно и абсурдно вести «разум­ный» разговор, реагируя на его слова. (Если существует физи­ческая опасность, сочувственное молчание — не самая лучшая ре­акция. В этом случае необходимо предпринимать быстрые и правильные действия.)

Зачастую, когда эпизод уже прошел, ваш любимый человек, как алкоголик, у которого помутилось сознание, не помнит, что он говорил. Более того, если использовать против человека, стра­дающего депрессией, его слова, сказанные в порыве ярости, то это либо разрушит и без того хрупкое равновесие, вновь усилит напряженность, либо даст начало новому приступу гнева. Ни одна из этих ситуаций нежелательна.

Как я интуитивно понял, твоя роль в таких ситуациях — это роль маяка, который без всяких комментариев просто сигналит, что берег близко. Безмолвный луч не вредит. Он просто говорит: «Я здесь. Я слушаю. Я забочусь». Он предлагает своего рода связь, показывающую путь к безопасности.

Позднее, когда настроение улучшится или настанет спокой­ная фаза, вы можете по инициативе любимого человека погово­рить с ним о том, что он помнит. В такие моменты следует оста­вить все «поводы» для взрыва эмоций, ибо эмоции здесь неуме­стны.

 

Порой ваш любимый человек может обидеться на ваше мол­чание, разгневаться и раздосадоваться. Если это произойдет, я предлагаю вам ответить так: «Я просто хочу послушать. Когда ты закончишь, я буду рад поделиться своими чувствами. А теперь я уделю тебе внимание».

Я усвоил небольшой, но важный урок: мне не следует авто­матически реагировать на то, что говорит моя мама, когда она в депрессии. Если вы поборете в себе желание взорваться, это уже будет небольшой победой и, кроме того, в этом есть двойное преимущество: вы позволите любимому человеку почувствовать, что его слушают. Возможно, для вас этот простой урок станет источником утешения в ваших попытках поддержать любимого человека.