ОГРАНИЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как мы уже упоминали, человек, целиком погруженный в собственную личность и считающий ее иллюзии своим "я", обращается со всеми своими намерениями и целями к собственному уму. Вообще, ум - это главный фактор, через который функционирует личность. Есть, разумеется, и физическое тело, но то, что дает значение личности как целому, - это ум. Поэтому ум, контролирующий работу личности, и является объектом, нуждающимся в наиболее пристальном внимании, если мы хотим понять, как работает личность.

В подходе ума к повседневным вещам и событиям преобладают логические процессы, хотя на самом деле ум работает обычно на основе принципа "удовольствие-страдание" (кроме тех событий, которые не включают наше чувственное восприятие, и в которых поэтому логика и ум могут быть применены с наибольшей эффективностью). Все, что случается с нами в повседневной жизни, каждый случай и каждое событие оцениваются нами при помощи единственного критерия - доставит ли оно нам удовольствие или нет? Не обязательно речь идет о непосредственном получении удовольствия, результатом может быть и избавление от любого вида страдания (последнее обычно сопряжено с обостренным желанием получить удовольствие). Таково обычное отношение ума ко всем его проблемам, несмотря на все его заверения в противоположном. Это происходит потому, что на словах и на поверхности сознания в подходе к событиям человек руководствуется логикой и умом. Однако под поверхностью скрываются наши подсознательные и бессознательные желания, влечения, страхи, склонности, которые и являются подлинными стимулами поведения. Начиная с детского возраста, они развиваются в течение лет как результат взаимодействия окружающих условий среды, детских впечатлений, переживаний и побуждений. Последние в прошлом были подавлены и заглушены, они никогда не были сознательно воплощены и реализованы, а потому они постоянно поддерживают внутреннее давление, толкающее нас на иррациональные действия и поступки в каких угодно направлениях. В основе же всего этого лежит доминирующий принцип "удовольствия-страдания". И в то же время человек думает, что он поступает совершенно сознательно и живет в полном соответствии с решениями ума и логики. Все это могло бы показаться смешным, если бы не оказывало колоссального воздействия (в том числе и трагического) на жизнь многих людей.

Ортодоксальные психологи изо всех сил стараются помочь всем тем, кто обращается к ним за помощью, однако чаще всего психологи являются такими же жертвами непонимания себя, как и их пациенты. Их собственные проблемы в основном те же, что и у людей, которые приходят к ним консультироваться. В этом плане можно утверждать, что многие направления современной психологии существенно ограничены непониманием вышеуказанного факта. И порой различие между "ненормальными", с которыми имеют дело психиатры, и "нормальными" на самом деле не так велико, как кажется на первый взгляд.

В процессе функционирования разума мысль всегда тесно связана с эмоциями и чувствами, так что низший эмоциональный и низший умственный центры неизменно находятся в теснейшей взаимосвязи. Эмоции представляют собой то, что можно назвать движущей, побуждающей силой мысли. Побуждающая сила эмоций чаще всего оказывается слишком сильна для рационально-логических процессов. Мысль без чувства встречается очень редко, зато большинству людей присущи проявления чувств без какого-либо сопровождения их мыслями. Так, люди часто полагают, что они обдумывают собственные проблемы, но на самом деле их поведением руководит не мысль, а чувства или желания. Большинство элементов чувств и желаний проходят с уровня подсознания. Современной психологии можно поставить в заслугу то, что она сделала этот факт совершенно ясным. Психоаналитики к настоящему времени уже очень много сделали для того, чтобы помочь людям понять, сколь глубоко их повседневные действия страдают от избытка эмоциональности, напряженности желаний и недостатка интеллекта.

Волю человека обычно рассматривают как результат напряжения различных желаний в определенный момент времени. В данное время при данных обстоятельствах самое сильное желание человека производит движущее начало для его действия - и это обычно считают проявлением воли. Однако эзотерики убеждены, что никакого отношения к истинной воле это не имеет. В эзотерическом смысле нормальный человек не может иметь настоящей воли, пока он не научится жить более сознательно. Истинная воля - это атрибут сознательности, а не сна, в котором большинство людей проводят жизнь. Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения эзотеризма, то мы увидим, как поразительно невелико то реальное количество подлинных мыслей, которые мы используем для управления процессом собственной жизни. Это действительно печальное открытие. Именно оно может приблизить нас к чувству истинного смирения, которое, кстати, является основным признаком всех тех, кто начал понимать нечто подлинное о самом себе.

Чем больше мы познаем себя, тем больше мы обнаруживаем, насколько жалки и тривиальны, насколько лишены понимания и мудрости все наши достижения - вне зависимости от того, касаются ли они нас как индивидуумов или как представителей нации и народа. При этом совершенно не имеет никакого значения то, насколько мы преуспели в жизни "по мировым стандартам". И только когда мы узнаем, как мало мы знаем на самом деле, тогда мы можем пытаться узнать больше.

Самое важное в этом вопросе - это то, что наше представление о нашем уме и умственных силах в большой степени иллюзорно. Мы имеем огромные, чудесные потенциальные возможности для умственного развития и интеллектуального совершенствования, однако в нашем теперешнем состоянии сна их уровень очень низок. И несмотря на это, мы все же продолжаем считать, что можем познать все, что происходит в мире - и Творение, и Природу, и Цели самой Вселенной, - с помощью того, что наш ограниченный разум говорит нам об этих вещах. Можем ли мы быть более самонадеянны и горды, чем в данном случае? Кстати, в этом отношении многие ученые повинны более всего, ибо они полагают, что можно использовать собственный ум как некий вид измерительного инструмента, с помощью которого можно "замерить" все тайны и секреты Космоса. В результате такого самоуверенного "продвижения" к Истине они заводят нас лишь дальше и дальше в материализм и пессимизм. Этот путь ведет ко все возрастающему бесплодию мысли, а не к истинному духовному просвещению - и все подобные научные достижения, несмотря на их чудесный впечатляющий характер, в действительности являются весьма поверхностными и плоскими.

Важнейшая вещь, которой во все века учит Эзотеризм, - это то, что силы и возможности ума строго ограничены, независимо от того, сколь велики они могут быть сами по себе. Сферы и функции ментального рассудка имеют определенные пределы благодаря некоторым свойствам самого механизма интеллекта. Обычно люди не помнят об этом, забывают об этом и ученые-психологи - что и является причиной многих несчастий и страданий в мире. Люди продолжают ощущать, что они могут придумать выход из своих проблем и что ум является ключом ко всему - и это несмотря на нашу очевидную неспособность использовать его правильно. На самом деле ум может осилить только некоторую и притом весьма ограниченную часть нашего пути. Это необыкновенно трудно признать большинству людей, особенно философам, ученым и психологам, т.е. тем, кто придает такое огромное значение великим возможностям мысли, логики и вообще интеллектуальных процессов. Это - главная причина того, почему сегодня слепые руководят слепыми в тех делах, где требуются истинные вожатые в понимании проблем и искусства жизни. Полным доверием и признанием пользуются ложные вожди, которые убеждены, что способны разрешить все проблемы с помощью своего ума, однако это само по себе невозможно, принимая во внимание истинную природу интеллекта.

Для реального понимания положения мы должны обратиться к эзотеризму, который делает совершенно очевидным тот факт, что ум никогда не мог быть ничем иным как слугой человека. В настоящее же время ум - хозяин человека. Он сейчас поставлен в такое высокое положение, которое никогда не должен был занимать по отведенному ему космическому праву. Он узурпировал роль, для которой никогда не был создан. В результате мы потеряли свою способность понимать наш ум и использовать его правильно, поэтому он и управляет нами, как ему заблагорассудится. Слуга, вышедший из-под контроля, сегодня командует хозяином благодаря огромному облаку иллюзии, в котором мы все живем. И только когда мы начнем понимать истину всего этого, мы сможем остановить процесс "хвоста, виляющего собакой". Это самое трудное дело, т.к. оно означает идти против ложной мысли тысячелетий с их представлениями о руководящей роли ума и интеллектуального аппарата, которые распространились неограниченно, за редким исключением тех мест, в которых проводится эзотерическое воспитание.

Если мы познаем и признаем пределы ума, это принесет нам мир. Мы прекратим свои тщетные старания познать секреты Вселенной. Мы пришли к тому пункту, где обнаружили, что надо пытаться освоить другой путь приближения к истине и понимания этих основных и фундаментальных истин жизни и реальности. Этот пункт соответствует тому моменту, где вступает в действие высший умственный центр. Этот центр обладает способностью и силой вступать в контакт с основными явлениями Космоса и он работает совсем по-другому, чем обычный ум или интеллект, который находится в низшем умственном центре и который функционирует через более внешнюю часть этого центра. Высший умственный центр функционирует через интуицию и озарение, но он соотносится также с внутренней частью низшего умственного центра и через него с психофизическим организмом человека. Его знание приходит к нему непосредственно. Не через посредство мозга и нервной системы и обычных органов чувств. Он функционирует на гораздо более высоком уровне и поэтому может контактировать и получать знания о тех вещах, которые находятся вне пределов понимания обычного ума.

Все истинное понимание Вселенной, накопленное Эзотеризмом в течение веков, пришло к человеку именно через высший умственный центр. Вот почему те, кто получили настоящее эзотерическое воспитание и развитие, находятся на уровне жизни и понимания, достигнуть которого совершенно невозможно для обычного человека с его повседневным умом. С высшим умственным центром ассоциируется деятельность высшего эмоционального центра, так же как с низшим умственным центром всегда ассоциируется работа низшего эмоционального центра. С подлинным внутренним озарением, которое идет от высшего умственного центра, приходит также та глубокая любовь, чудо и тайна, которые окутывают человека, когда он способен достигнуть некоторого соприкосновения с вечными сущностями нашего чудесного Космоса. Экстаз настоящих мистиков и пророков происходит из этого источника, потому что они в своем внутреннем развитии достигли той точки, где работа высшего умственного и высшего эмоционального центров начинает ощущаться ими непосредственно.

Может показаться странным утверждение, что высший умственный и высший эмоциональный центры всегда вполне деятельны во всех нас, даже в таких, какие мы сейчас. Тогда благодаря работе над собой и истинному эзотерическому внутреннему развитию мы можем стать способными соприкоснуться с высшими центрами внутри нас, с которыми в настоящее время мы не можем контактировать из-за постоянного вмешательства личности. Это та главная истина, которую эзотерическое воспитание пытается внедрить в сознание кандидата на эзотерическое развитие. Он не должен пытаться развить свои высшие центры. Он имеет их уже полностью развитыми, но ожидающими, когда человек сможет вступить с ними в контакт. В нашем теперешнем состоянии мы лишены тех связей внутри нас, которые делают этот контакт возможным. Только развитие сущности внутри нас может способствовать возникновению этих связей, а сущность может развиться только в результате постоянного подавления личности с ее эгоцентризмом и самолюбием. Только когда личность пассивна, сущность может стать активной и обеспечить связь между нами и нашими высшими центрами. Это знание неоценимо для нас, когда мы понимаем, что оно в действительности значит.

Попытаемся показать читателю настоящее место ума, или интеллекта, в обычном порядке вещей. Было бы совершенно неверно заставлять людей думать, что обычный ум или интеллект не имеет никакой ценности и не приносит пользы. Конечно, он имеет даже очень большое значение, но в предназначенной ему сфере и в своем месте. Если ум пытается узурпировать руководство индивидуальностью, он выходит за пределы своей сферы и внедряется в ту, которая не принадлежит ему по праву. Когда мы живем в личности, это просто естественно, что ум руководит нами, т.к. личность функционирует исключительно через ум с помощью физического тела и эмоций.

Когда мы начинаем понимать, что личность не является нашим истинным "Я", ум должен быть строго и четко водворен на принадлежащее ему место. Вместо того, чтобы быть хозяином человека, он должен стать его послушным слугой, стремящимся и желающим выполнять все его приказы. Когда такое положение достигнуто, ум занимает подобающее ему место в порядке вещей, позволяющем высшему умственному центру давать все директивы, а интеллекту, или уму, выполнять все команды, предназначенные для него. Когда мы достигаем такого положения дел в любом человеке, мы можем сказать, что здесь ум выполняет присущие ему функции слуги человека. В этой компетенции он может сослужить ему громадную полезную службу. В сфере вычислений, разработки сложных деталей, развития ассоциации идей, образности, памяти и т.д. обычно ум неоценим для человека. Только если он пытается заставить его поверить, что он может рассказать ему все о загадках Космоса и о его собственном происхождении и предназначении, это выдает его ложь. Как уже объяснялось, все более фундаментальные способности находятся в ведении высшего умственного центра, который работает в нас через интуицию и внутреннее озарение, связанное с действием высшего эмоционального центра.

Следовательно, для того, чтобы высший умственный центр начал функционировать правильно, обычный ум должен сначала понять, что он неспособен выполнять те функции, для которых предназначен только высший умственный центр. Когда он осознает этот факт, он перестанет бороться за то, что ему никогда не принадлежало, и станет тихим и молчаливым. Только когда ординарный ум перейдет в это пассивное состояние, вместо состояния неустанной деятельности, тогда идеи и побуждения из высшего центра проникнут к нам через внутреннюю часть низшего умственного центра.

В настоящее время ум, или интеллект в его сверхактивном состоянии, является основным препятствием, мешающим нашему восприятию идей и побуждений из высшего умственного центра. Когда же он осознает свои границы, он станет безмолвным по своему собственному желанию. Тогда он сможет стать зеркалом высшего умственного центра, как это и должно быть. Когда это взаимоотношение между высшим разумом и низшим умом будет установлено, тогда обычный ум займет подобающее ему место во внутреннем мире человека. Тогда не будет больше вечного конфликта между мыслью и реальностью. Мы будем в состоянии познавать реальность посредством нашего ума через высший умственный центр и будем в состоянии жить в непосредственном общении с ней. Это как раз то, чему Эзотеризм хочет нас научить.

Очень важное отличие между высшим умственным центром и низшим заключается в том, что для низшего ума все фрагментарно и раздельно, т.е. он разделяет все вещи и разбивает их. В то же время для высшего ума всегда существует единство, скрывающееся за всеми различиями. Другими словами: высший ум объединяет, а низший - разъединяет...

Бенджамин Г. Основы самопознания, или Введение в эзотерическую психологию.
Самиздат-перевод, 3-е издание, Лондон, 1974.