ТЕПЕРЬ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ К АНАЛИЗУ ТЕКСТА

На этом этапе у вас накопилось столько наблюдений, что кое-кто может прийти в отчаяние: как все это разложить по полочкам? На этот случай могу посоветовать одно: забудьте все мои прежние рекомендации. Я просто приводил кое-какие нехитрые приемы, кое-какие азы ремесла, которые позволяют приобрести определенные навыки. При работе над снами следует усваивать новые приемы и снова их забывать, чтобы сохранить непосредственность восприятия и благодаря ей установить, какое средство при работе со снами лучше всего подходит вам лично.

Нередко таким средством оказывается та ваша особенность, которую вы привыкли считать самым главным своим недостатком. Например, вы заметили за собой излишнюю подозрительность. Вы всегда выискиваете в характере окружающих самые дурные черты, и эта склонность кажется вам отвратительной. Однако при работе со снами такой отвратительный недостаток подчас оказывается очень полезным - с его помощью вы можете обнаружить самые отвратительные особенности образного материала, самые отталкивающие образы. Обнаружив их, вы должны избавиться от оценочных суждений, которые присущи подозрительности. Без этих суждений ваша склонность подозревать всех и вся превращается в острую наблюдательность. Или, к примеру, у вас неполадки с кишечником: при малейшей неприятности начинаются боли. Эта реакция также поможет усилить вашу проницательность. Во время рассказа проследите, когда именно возникает боль, насколько она сильна. Степень боли отражает степень вашего внутреннего напряжения, которое создается эмоциональной атмосферой сна.

Но самое главное на этом этапе - внушить себе, что любая несуразица - в порядке вещей и что мы разбираемся в мире сновидений не лучше, чем бабуин в алгебре.

До сих пор в этой главе я рассказывал о том, как работать с чужими снами. Работать с собственными сновидениями куда сложнее.

Всякая попытка добраться до самых уязвимых образов вызывает сопротивление. Существует некая преграда, которая не позволяет им оказывать эмоциональное воздействие на обыденное сознание. Такая система защищает наши установившиеся представления о себе от неугодных нам эмоций. Обыденное сознание стремится приноровить образный материал сна к так называемой самооценке. Множество вытесненных образов так и останется вытесненными, канет в подводное царство. Даже если вы действительно хотите самостоятельно работать со своими снами, вы непременно натолкнетесь на это препятствие. Впрочем, чаще всего вы найдете тысячу и одну причину перенести это занятие на какой-нибудь другой день - особенно если немного к нему поостынете. Именно поэтому для работы со снами необходимо несколько человек. Два-три "вспомогательных сознания" сумеют заметить то, что ускользнет от обыденного сознания, и закрепить те образы, от которых обыденное сознание потихоньку отделалось бы.

Если не считать терапевтических бесед, работу со сновидениями можно разделить на парную и групповую.

При парной работе каждый партнер работает со сном своего напарника. По собственному опыту знаю, что партнерам лучше чередоваться: например, в течение первого часа мы занимаемся моим сном, а второй час - сном моего напарника. Или в среду рассказчиком буду я, а в пятницу - мой партнер. Или первую неделю мы уделяем моим сновидениям, а на вторую настает очередь моего напарника. Благодаря такому распорядку, каждый четко усвоит свою задачу (в течение какого-то срока я слушаю, а он рассказывает).

Если такой порядок сохранится на долгое время, развивается сновидческая память: проясняется связь между образами из более ранних и более поздних снов. Это очень удобно.

Затрудняет парную работу бессознательное усвоение партнерами определенной роли. Поэтому необходимо то и дело проверять, не выявляются ли в ходе работы какие-то жесткие закономерности. Скажем, работая со снами напарника, я все время отождествляю себя с персонажами постарше и повлиятельнее, а он, обращаясь к моим снам, самоотождествляется с детьми, которые фигурируют в этих снах. Или же при работе с его снами я оказываюсь в них беззащитной жертвой, а он, работая с моими, выступает в роли покровителя. Регулярно обсуждайте с партнером, какие роли вам чаще всего достаются. Если вам не удастся изменить это положение, расскажите о ваших трудностях третьему лицу - пусть этот третий теперь выступает в роли слушающего.

Некоторые считают, что партнером надо выбирать человека, с которым вас ничего, кроме работы над снами, не связывает. Действительно, ваши отношения с партнером с самого начала не должны ничем осложняться, поскольку сны часто имеют подоплекой сексуальные проблемы или жажду самоутверждения за счет окружающих.

Кроме того, желательно отводить на эти занятия не больше часа в неделю, чтобы чересчур интимные образы, которые могут упоминаться в рассказе, не оказывали ежедневно влияния на взаимоотношения напарников.

Что же касается самой работы - это относится и к групповым занятиям, - цель ее в том, чтобы рассказчик сам разобрался, что к чему в его сновидении. Слушающий должен лишь собрать воедино образы, которым сновидец уделяет меньше внимания, и заставить рассказчика приглядеться к ним пристальнее. Это ни в коем случае не интерпретация. Если все время делать упор на таких образах, они раскроются сами по себе. Слушающему следует только следить, чтобы сновидец не упускал из виду некоторые образы, от которых его дневное сознание силится отделаться. Однако, если сновидец не хочет описывать их слишком подробно, настаивать не надо. Партнеры должны чувствовать себя свободно и уверенно, и всякого принуждения лучше избегать.

Случается, что при парной работе между партнерами устанавливаются столь близкие отношения, что это мешает занятиям. В подобных случаях имеет смысл подключить к работе еще нескольких человек. Преимущество групповой работы заключается в том, что об одном и том же образе сновидцу напоминают разные люди, значит, сновидец получает возможность увидеть его с нескольких точек зрения. Каждый участник может задавать любые вопросы, связанные с этим образом, главное, не делать однозначных выводов: "Этот образ означает то-то или то-то". Участники должны вместе добиваться, чтобы образ не ушел из поля зрения сновидца. Решать, на каком образе остановиться подробнее, может любой член группы. Можно назначить и руководителя группы - постоянного или сменного. Тогда руководитель и будет определять, как лучше строить работу с конкретным сном. Так же как и при парной работе, важно следить за развитием отношений между членами группы и отмечать, не закрепляются ли за ними строго определенные роли.

При работе с чужими сновидениями я предпочитаю воспринимать сон как некое происшествие. Представьте, что во время работы у вас с напарником сложилось определенное отношение к событиям сна. Теперь самое время задать вопрос: "А чье это отношение? Чей внутренний голос высказывает эту оценку?" Возможен ответ: "Кажется, это точка зрения моего отца (моей матери), космонавта, с которым я нахожусь в одной ракете". Так вы обнаружите, что во сне сновидец часто отождествляет свой взгляд на происходящее со взглядами близких ему людей. Избавившись от этого отождествления, он получит возможность увидеть события в новом ракурсе. В противном случае он будет все время смотреть на происходящее глазами своего обыденного "Я", и вы будете постоянно топтаться на месте. Возьмем, к примеру, такой сон.

"Я стою у окна, а во дворе насилуют женщину. Я не хочу этого видеть, отворачиваюсь. Рядом со мной какая-то женщина смотрит на эту сцену как ни в чем ни бывало и даже не поморщится."

Проснувшись, сновидица ужасается: "Какой кошмар! Что-то у меня в жизни идет не так". С этим чувством она приступает к работе над сном, но дальше мысли о собственной ущербности дело не движется. Сновидица в тревоге.

Она рассказывает сон группе. У всех возникает единое желание - защитить ее от напастей. Но по здравом размышлении мы убеждаемся, что с нашей стороны это чисто материнская реакция - как будто сновидица маленький ребенок и нуждается в защите. Мы отождествили себя с матерью, которая стремится оградить свое дитя от жестокого внешнего мира. Из-за такого отождествления работа может застопориться. Единственный способ продвинуться дальше - обратить внимание на женщину, которая стоит рядом у окна со сновидицей и воспринимает насилие как самое обычное зрелище. Так мы устраняем материнский комплекс, который подчинил себе нашу оценку происходящему, и убеждаемся, что сновидица просто старается уберечь свою невинность и неискушенность. Она создает искусственный мирок и чувствует себя в нем мягкой и нежной. Окружающую же действительность она считает враждебной и жестокой. Сон отражает потерю дорогой ее сердцу невинности, крах однобокой самооценки.

Работая со снами в одиночку, сновидица - а позднее и вся группа - отождествила себя с сердобольной матерью, которая не дает смотреть на ужасы внешнего мира. Если не выявить это отождествление, работа над сном не продвинется ни на шаг, будь то работа в одиночку или с напарником.

Внутренний голос будет непрерывно нашептывать, что все-то вы делаете не так, что сон только лишний раз говорит о вашей бестолковости. Если вы и так невысоко себя цените, недовольство собой усугубится. Все время спрашивайте себя: "Чей это голос?" Отмечайте, на каком месте вы теряете интерес к сновидению, когда вы начинаете изнывать от скуки. Эти места и есть очаги сопротивления. Внутренний напарник при самостоятельной работе должен постоянно возвращать вас к этим местам, постоянно напоминать об этих образах.

Так же как и при парной работе, время от времени проверяйте, не усвоил ли ваш внутренний напарник какую-нибудь постоянную роль. Может оказаться, что он взял в привычку донимать вас укорами или ребячиться. В этом случае вы неизбежно будете подходить к своим снам с точки зрения обвиняемого или невинного младенца. Спектр вашего восприятия сузится.

Работа над сновидениями - увлекательное занятие, при котором вы играете множество ролей. Дело в том, что источником сновидений является так называемый theatrum psychicum, театр душевного мира. Воображение создает персонажи, образы оказываются в драматических обстоятельствах, страсти закипают - и сновидение готово.

Боснак Р. В мире сновидений. - М., 1991.