ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ

Проблема, стоящая перед современным человеком - познать себя, - заставляет нас попытаться объяснить, почему он в настоящее время этого не делает. Причина заключается в том, что человек полагает, будто его личность - это все, что есть в нем. Он думает, что его физическое тело с его разумом и чувствами - это общая сумма той сущности, которая есть он сам. Некоторые люди, более материалистические, заходят так далеко, что отрицают существование сознания. Но даже те, кто допускают, что человек имеет сознание, которое отличается от его тела, а также эмоции, которые не все являются результатом чисто физических процессов, - даже они не имеют представления о том, где такие "функции" могут быть локализованы. Современная психология, чья область - изучение разума и эмоций, не может сказать, что такое разум и где он может находиться в человеческом существе. Однако почти каждый согласится, что единство ума, эмоций и физического тела составляет человека - Гомо Сапиенс. Более религиозно настроенные люди считают, что человек имеет душу и дух в дополнение к другим пластам своего существа, но местоположение их также представляется таинственным. Если же мы повернем от западной психологии к восточной, то сможем получить ответы на вопросы, касающиеся основ конституции человека. Многие западные люди не имеют представления о знании и психологии Востока. Они самоуверенно полагают, что все западное превосходит то, что может создать Восток. Это объясняется тем, что западная наука и техника значительно обогнали восточные. Однако в отношении религии, философии и психологии Восток имеет такие традиции знания и понимания, которые превосходят все, что известно западному уму.

В древних учениях Индии, Египта и Китая внутренние истины относительно строения человека были хорошо известны и преподавались избранным ученикам как часть религиозного воспитания духовенства. Только в относительно недавнее время - столетие назад - внутренние сокровища знания и мудрости стали доступны Западу, в основном благодаря работе Е.П. Блаватской, основательницы Теософского Общества. Чем больше знакомишься с этой сокровищницей знания, тем больше поражаешься ее глубине и предвидению многих великих открытий современной науки. В этих древних учениях можно найти теорию эволюции; в них нашли отражение данные об атомном строении материи, о структуре планет, звезд и Космоса, которые так возвеличили современную астрономию. Все это и многое другое было известно древним мудрецам и пророкам, чьи труды дошли до нас в Ведах и других Святых книгах восточной Античности. Их знание реальной психологии также удивительно. Они знали, что такое человек в действительности, и разрешили проблему взаимоотношения между физическим телом, умом и эмоциями человека, показав, что есть и другие тела, составляющие целостное существо человека, находящиеся как бы вне чисто-физической оболочки, которую мы все можем наблюдать.

Древние учения Востока показали, что есть эмоциональное тело, состоящее из гораздо более тонкой материи, чем физическое, и пронизывающее физическое тело. Есть еще более тонкая материя, которая составляет ментальное (психическое) тело, пронизывающее эмоциональное и физическое тела. Таким образом, человек имеет взаимопроникающие тела, состоящие из все более тонкой материи, которые, сочетаясь друг с другом, создают сложное целостное существо - человека. Восточная психология считает, что человек обладает семью взаимопроникающими телами с различной плотностью материи, начиная от наиболее духовной и кончая физической. Человек представляет собой единство семи тел, хотя знает только одно - физическое (в некоторых древних системах насчитывается пять взаимопроникающих тел; в системе Гурджиева таких тел четыре: физическое, эмоциональное, ментальное и духовное; однако во всех этих системах общий основополагающий принцип - это взаимопроникающие тела все более тонкой материальности). Современная наука знает только физическое тело и физическую материю, хотя ученые обнаружили, что сама материя - это только электричество в быстром движении. Следовательно, невидимые тела, о которых мы говорим, можно рассматривать как неуловимые формы космической энергии, которые способами современных ученых не могут быть зарегистрированы. Мы не думаем, что читатель должен безоговорочно принять концепцию семительного строения человека, однако он должен быть готов признать гипотетически, что человек значительно более сложный объект, чем мы привыкли думать. Только тогда мы сможем показать ему, почему его общепринятое представление о себе самом неудовлетворительно и почему он не в состоянии получить истинное представление о себе.

Если человек думает, что он является физическим телом, с умом и эмоциями, заключенными где-то и как-то в нем, и верит - как ортодоксально-религиозные люди, - что он имеет также душу и духовное начало в некоторой форме, полностью не известной, тогда его внимание сосредоточено более или менее исключительно на этом физическом механизме с его психическими и эмоциональными атрибутами. Он полагает, что это тело и есть он сам, тратит всю жизнь на то, чтобы получить как можно больше удовлетворения - в смысле наслаждения и избавления от боли - для той сущности, которая, по его представлениям, и есть он сам.

Единственный мир, который знает современный человек, - это внешний мир, данный ему в его ощущениях. Другими словами, вся его жизнь имеет в основе ощущение и все, за что он борется и на что надеется на пути удовлетворения честолюбия или достижения счастья, приходит к нему через ощущение. Даже те, кто верит в существование души и загробной жизни, разделяют в действительности ту же точку зрения. Они думают, что верят в человека как в духовное существо, но на самом деле ведут себя так же, как все люди, т.е. представляют себе человека как физическое тело с сознанием, эмоциями и ощущениями, которые служат ключом к поведению (т.е. достижению наслаждения в его различных формах и избеганию боли, дискомфорта и т.д., насколько позволяют условия, среда и т.п.). Рассуждая беспристрастно, легко можно увидеть, что сегодня человеческой жизнью руководит принцип наслаждения-боли. Через наслаждение человек чувствует возвышение своего "Я" (или того, что он полагает своим "Я"). Через боль он переживает депрессию или унижение самого себя. Таким образом, его жизнь колеблется между этими двумя противоположностями, которые доминируют над ним во всех сферах деятельности.

Если мы назовем это триединство физического тела, ума и эмоций личностью, то можем сказать, что сегодняшний человек полагает, что личность - это все то, что действительно существует в нем (кроме чисто гипотетической души). Вся его жизнь направлена на то, чтобы сделать эту личность более счастливой, довольной и т.д. любыми доступными ему средствами. Однако трезво мыслящие люди должны понимать, что достижение этой цели может быть только мимолетным и недолговечным.

Короче говоря, хотя человек делает целью своей жизни достижение удовольствия и счастья, он не в состоянии достигнуть этого, и результатом является нечто противоположное. Жизнь подлинного счастья и удовлетворения совершенно выше его сил. Он чувствует, что должен быть путь достижения счастья, и поэтому постоянно ищет средства для этого. Иногда он думает, что желаемого счастья можно достигнуть с помощью денег, власти, удовлетворенного честолюбия и т.д.; иногда он ищет его в работе на благо человечества, в социальной или политической сферах или в более изящном обличье литературы, искусства, музыки; или же погружаясь в научную работу, философию или религию. Но если он все же полагает, что его "Я" является реальностью внутри него, и что удовлетворение его посредством ощущений - это единственный критерий счастливой жизни, то не важно, в каком направлении он будет двигаться, он всегда и во всем будет терпеть разочарование.

Почему? Потому что в поисках удовлетворения своего "Я" и счастья человек находится на совершенно ложном пути. Он должен искать нечто за пределами своего "Я", нечто недосягаемое для его физического взгляда и непосредственного восприятия органами чувств. Он должен искать ту часть самого себя, которая состоит из более тонких и одухотворенных частиц той семительной структуры, в которой, как мы говорили, восточная психология усматривает истинную сущность человека. То "Я", которое мы знаем и которым довольствуемся, - это только более низкий и грубый аспект этой сущности. Более возвышенная часть ее формирует то, что мы называем истинным "Я", или индивидуальностью, и что скрыто от нас в результате деятельности ординарного (малого) "я".

Важно различать это более внутреннее "Я" и то, что мы называем душой или духом. Термины "душа" и "дух" (в обычном понимании) неприменимы здесь, поскольку внутреннее "Я" не должно ожидать смерти и загробной жизни, чтобы проявить себя; оно может проявиться здесь и сейчас, в любое время, и так долго, как позволяют условия.

Однако эти условия могут проявиться только тогда, когда мы знаем о существовании внутреннего "Я" и когда мы обнаруживаем, что наше повседневное "я" является основным камнем преткновения на пути проявления нашего основного "Я" в обычной жизни. Короче, человек обладает двумя "я", а не одним. Более фундаментальное и подлинное "Я" - это не то повседневное "я", которое мы знаем, и оно никогда не проявится, покуда мы верим, что наше обычное "я" - это наше единственное "я". Пока мы думаем так, наше основное "Я" не может себя обнаружить, чтобы руководить нашей жизнью.

В этом заключается смысл предписания, выбитого над порталом древнего греческого храма в Дельфах: "Познай себя". Пока человек не знает, что он собой представляет на самом деле (т.е. личность, которая состоит из физического тела, ума и эмоций, пронизанная основным "Я", являющимся истинным центром его существования), он будет продолжать ошибаться и попусту растрачивать свою жизнь.

Счастье и удовлетворение, которые делают возможным более глубокое и фундаментальное "Я", отличаются от того счастья и удовлетворения, которые желает повседневное "я". Человек ищет счастья на неверном пути и неверными средствами и поэтому неизбежно терпит поражение вне зависимости от его одаренности и способностей. До тех пор, пока он не даст возможности действовать своему основному и глубинному "Я", его жизнь всегда будет тяжела и полна разочарований.

К счастью, на протяжении всей истории человечества были те, кто знали эту истину, составлявшую сердцевину всех религиозных учений. Это истинный эзотеризм, который учит человека пониманию подлинного значения и смысла жизни и указывает путь к достижению этой цели.

Бенджамин Г. Основы самопознания, или Введение в эзотерическую психологию.
Самиздат-перевод, 3-е издание, Лондон, 1974.