ПОЯВЛЕНИЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Роль науки и техники, по крайней мере в их настоящей форме, может быть главенствующей до определенного предела. Они мало что говорят о духовной природе человека. Мы можем использовать термин "духовный" в отношении тех человеческих переживаний, которые соответствуют понятиям о высших ценностях. Они могут определяться переживаниями божества или божественной силы, быть трансперсональными (выходящими за пределы значимого для личности в сферу значимого для всего человечества), трансцендентными (устанавливающими контакт с высшим знанием) и священными (связанными с идеей почитания, верой, богослужением). Холистическая парадигма рассматривает физические, ментальные, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человека, их взаимодействие и способы развития.

Западная медицина обращается с телом как с машиной, нуждающейся в ремонте. Народная медицина видит тело как динамическую систему, окруженную энергетическим полем, включенным в более широкий контекст. Западные врачи рассматривают разум и тело отдельно, оставляя ментальные проблемы ведению психотерапевтов. Для народного целителя тело и разум - единое целое, и в большинстве случаев ментальные и физические проблемы неразделимы. В обычной аллопатической медицине врач играет важную роль, обладая специальными знаниями, и он вправе назначить пациенту необходимое лечение. В народной медицине часто прибегают к помощи самого больного, его семьи и общины. Больной сам участвует в лечении. В западной медицине очень редко думают, как успокоить больного при помощи безвредных естественных средств, а чаще и вовсе отмахиваются от этого. Народная же медицина очень во многом полагается на доверие больного и большое значение придает его отношению к лечению.

В западной медицине важную роль играют всевозможные анализы и всякого рода формальная информация о больном. Народная медицина тоже не отказывается от исследований: диагностика с помощью пульса является примером точного источника информации о больном. Большое значение придается сообщениям самого пациента и интуиции врача.

В западной медицине исследования проводятся в лабораториях. Единственным связующим звеном между личностью обследуемого и целью эксперимента является внимание ученого. Ученые-медики гордятся своей "беспристрастностью" и "объективностью". В народной медицине тоже есть место научному интересу и экспериментаторству, но нет места беспристрастности. Предметом для исследования могут служить смерть близкого, сообщение, полученное во сне из мира духов, или эпидемия, обрушившаяся на общину. Такое исследование устанавливает направление, по которому следует идти, но сам процесс устраняет дистанцию между исследователем и предметом исследования, а не увеличивает ее.

Западная медицина и народное целительство стали ближе друг к другу после того, как в 1977 году Всемирная организация здравоохранения заявила о своем намерении создать к 2000 году все возможное для организации Всемирной системы здравоохранения. Эта цель должна быть достигнута через обучение народных целителей, в некоторых случаях они могут пройти практику в западных клиниках, роддомах, больницах. Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки уже успешно проводятся такие программы.