МЫ ДОЛЖНЫ ВНУШАТЬ САМИМ СЕБЕ ОПТИМИЗМ

ОТВЕТ: Если Вы не верите, что можете совершить какой-то поступок, то Вы действительно не можете совершить его. Когда Вы упорно утверждаете, что Вы не тот человек, чтобы взойти на гору или произнести речь, то все, что Вы говорите, на самом деле означает лишь одно: Вы до сих пор не делали этого. Иногда и это неправда, так как если уж людям захочется считать себя неспособными на что-либо, они успешно забывают те случаи, когда им уже приходилось делать это. Но даже если они и не забыли, все, о чем они говорят, сводится к их поведению в прошлом.

Если бы мы просто продолжали делать лишь то, что уже делали в прошлом, люди никогда бы не менялись, а на самом-то деле они меняются постоянно. В этом и заключается рост: совершение поступков, никогда не совершавшихся ранее, иногда даже таких поступков, о которых прежде Вы и мечтать не могли.

ВОПРОС: Но я, например, никогда не взбиралась на гору, и я уверена, что не сделаю это и в будущем!

ОТВЕТ: Не думаю, чтобы Вам этого хотелось. Конечно, трудные поступки доставляют немало хлопот, и Вам нужно действительно очень захотеть совершить их. Но если Вы не ограничиваете свои усилия сознательно, они могут принести самые неожиданные плоды.

Помню молодую женщину, которую адресовал ко мне другой психоаналитик. Она в то время не сообщила мне никаких данных о своей болезни. Я работал с ней около года, и однажды мне позвонил ее первый врач: "На днях я случайно встретил Н. на улице, - сообщил он мне, - она просто сияла. Она была очень оживлена и счастлива - что Вы с ней сделали?" Я поинтересовался, что же тут такого необычного, и он ответил: "Разве Вы не знали, что она больна шизофренией?" Я не знал этого и потому не относился к ней предвзято - в результате она поправилась. То же самое и с гомосексуалистами. Когда-то среди психоаналитиков господствовало мнение о том, что практически невозможно изменить сексуальное предпочтение гомосексуалистов, - и это являлось причиной их малых успехов в этом направлении. Но некоторые врачи не были согласны с этим, продолжали работать и обнаружили, что гомосексуалист, действительно желающий изменить свою ориентацию, вполне способен сделать это. Сегодня нам становятся известны все новые подобные факты. Природа гомосексуальности не изменилась, изменился наш взгляд на нее.

Это явление мы называем "самоосуществляющимся прогнозом". Школьники, которых считают неуспевающими, действительно часто становятся такими, ведь этого ожидают от них учителя. Дети чувствуют это, кроме того, они всегда знают уровень класса, в котором учатся, поэтому они не ждут от себя многого. Нередко неуспевающие - это просто дети с замедленным развитием или с другими проблемами, мешающими учебе, но они вполне способны резко повысить успеваемость, если их надлежащим образом стимулировать.

Все мы способны на гораздо большее, чем думаем, но нам надо сначала поверить в это. Нам надо для разнообразия попробовать позитивный самогипноз.

ВОПРОС: А по-моему, отрицание трудностей - это не путь к их преодолению. Оно не решает проблем, а лишь помогает людям закрывать на них глаза. Люди могут улыбаться сколько угодно, но это не убавит им трудностей.

ОТВЕТ: К сожалению, это так! Позитивное мышление во многом верно, но оно заходит слишком далеко. Или, может быть, оно заходит недостаточно далеко. Полагаясь на свою силу воли и решимость, Вы используете лишь один из инструментов, необходимых для перемен. Решимость действительно нужна, но насилие над собой не дает положительных результатов. Стараясь достичь цели только волевым усилием, Вы проявляете неуважение к себе. Вы исходите из того, что новшества надо вводить сверху в приказном порядке, что от Вашего "я" не исходит желание перемен. Но именно Ваше "я" и требует этих перемен. Настоящий рост может прийти только из нас самих. Вам необходимо научиться работать над собой, сделать силу воли своим союзником.

Вы должны призвать свою волю на помощь в совершении того, что действительно хотите совершить. Многие из нас ставят перед собой произвольные или недостижимые цели. Знайте, что человек, полагающий, что может сделать все, о чем ни подумает, в действительности не имеет контакта с самим собой. Это самонадеянное убеждение, поскольку человек, думающий так, не знает пределов. Поиск самих себя бесконечен, но он ограничен Вашими действительными возможностями, интересами и стремлениями. С моей стороны было бы совершенно неправильным "принимать решение стать художником, не имея таланта живописца". Но истина в том, что если отсутствует талант, отсутствует и желание. Ваше подлинное "я" не желает заниматься вещами, ему абсолютно чуждыми; оно хочет реализовать свой собственный потенциал. Разумеется, люди могут носиться со всяческими сумасшедшими идеями насчет того, кем бы они хотели быть, но это всего лишь идеи, а не подлинные желания. Используя волю для достижения чуждых нам целей, которые поставлены лишь из желания угодить другим людям или своим собственным фантазиям о себе, мы создаем некоего монстра, механического человека, подавляющего наше живое "я". Я не раз наблюдал людей, которые держатся на одной силе воли; их усилия неимоверны, и результаты вряд ли стоят этого напряжения. Это вовсе не те люди, с которыми приятно жить!

Кстати, такое же впечатление часто производят бывшие алкоголики. Вы чувствуете, что они страшно напряжены; это отнимает у них много сил. Однако нельзя сказать, чтобы их цель не стоила затрачиваемых усилий.

Их трагедия в том, что многие тратят энергию на борьбу с тем, кем они не хотят быть, вместо того, чтобы употребить ее на построение себя такими, какими они хотят стать. Сделав важный шаг вперед, они должны продолжать движение.

Я говорю о том, что, если мы хотим реализовать действительно заложенные в нас возможности, мы должны использовать для этого все, что имеем, - чувства, интуицию, ум и волю, - всего себя без остатка. И тогда эффект будет потрясающим.

ВОПРОС: Тогда почему мы не желаем этого? Почему столь немногие из нас живут по такой программе?

ОТВЕТ: Потому что определенные выгоды сулит нам также продолжение страданий. Оно уже знакомо нам и вполне нас устраивает, оно дает нам ощущение безопасности, которое мы и бережем, следуя раз принятой системе поведения, когда один недостойный поступок влечет за собой другой. Оно делает наш мир понятным, предсказуемым и в какой-то мере управляемым. Ощущение понятности окружающего мира - одна из самых необходимых людям вещей; оно порождает потребность в религии. Вот почему люди так встревожены сегодня: дело не только в насилии вокруг нас, но и в ощущении бессмысленности происходящего. Кажется, что происходит всеобщий распад: старые объяснения больше не подходят.

ВОПРОС: Да, люди уже не знают, на что им рассчитывать. Все вокруг кажется все более и более зыбким.

ОТВЕТ: Хаос в обществе страшен. Но куда ужаснее его последствия, если он посягнул на внутренний мир человека. С раннего возраста мы ищем способы упорядочить этот хаос. Мы все начинаем как своего рода ученые. Постепенно формируется наш взгляд на мир, который раскладывает "по полочкам" импульсы, которые бешеным потоком обрушиваются на нас, как положительные, безопасные, так и опасные, отрицательные. Мы начинаем разбираться, затем определенные действия принесут желаемые результаты, в то время как за другими последуют неприятности.

ВОПРОС: Как же это происходит?

ОТВЕТ: Каждый из нас вырабатывает что-то вроде рабочей гипотезы, которая сводится к следующему: "Такова жизнь!" Мы делаем этот выбор в очень молодом возрасте, и теории эти зачастую весьма хитроумны и действительно помогают нам выжить. Беда в том, что взрослея и набираясь опыта, мы редко пересматриваем свои прежние взгляды и лишь вставляем новый опыт в ячейки старой системы.

ВОПРОС: Я уверена в том, что большинство людей не обнаружит у себя ничего подобного! Возможно, у них остаются впечатления, предрассудки и ассоциации с событиями своего детства, но едва ли что-либо похожее на теорию.

ОТВЕТ: Большинство людей не подозревает о существовании этих теорий, так как они никогда не пытались выразить их в словах. Они состоят из смутных ощущений, невысказываемых тревог и таких вещей, о которых мы, будучи детьми, не смеем говорить. Они имеют отношение к самым мощным и трудноуправляемым силам в человеческой жизни, таким, как секс и агрессивность, на обсуждение которых во многих семьях наложено табу. Тогда у нас появляются сложные представления о реальности, которые мы никому не раскрываем и никогда не проверяем.

ВОПРОС: Вы хотите сказать, что наиболее важные из наших представлений о жизни неосознаваемы и формируются еще в детстве?

ОТВЕТ: Да, именно так! Но их влияние может быть очень ощутимым. Мы часто думаем, что реагируем на реальные ситуации, так как мы просто распределяем роли в том внутреннем романе, который каждый из нас слышит всю жизнь. Например, если кто-то ощущал в детстве невнимание со стороны взрослого, которым он дорожил, и это переживание стало ключевым в формировании его взгляда на мир, то у него есть несколько способов повторять это переживание. Он может неосознанно искать таких людей в своей взрослой жизни, которые в конце концов покинут его. Мы все отлично умеем это делать! Или даже он будет отпугивать людей своим собственным поведением. Но какой бы способ он ни избрал, он всегда подтверждает его исходную теорию, и это льстит его самолюбию.

ВОПРОС: Ну уж нет. Чего-чего, а удовольствия это точно не доставит.

ОТВЕТ: Вы удивитесь, но это именно так! Чувство собственной правоты - это одно из самых приятных чувств, доступных человеку. Или, скорее, ощущение своей неправоты - это одно из самых неприятных ощущений на свете. Чувство совершенной ошибки наносит страшный удар по самолюбию. Вот почему люди меняются столь неохотно. Ведь это означало бы признание собственных ошибок. Один из моих пациентов однажды закричал в возмущении: "Но это означает, что я впустую прожил первые 40 лет моей жизни!" Некоторые люди предпочли бы совершать ту же самую ошибку еще сорок лет, чем признать ее и прекратить наносить себе ущерб! Люди очень упрямы. Иногда они втайне надеются, что, продолжая свою неправильную линию поведения достаточно долго, они сделают ее правильной. Они надеются, что действительность подстроится под их взгляды, а не наоборот, и они до сих пор стараются заставить своих родителей признать свою вину и до сих пор озлоблены из-за того, что чего-то не получили в детском возрасте.

Они считают, что имеют полное право на такую озлобленность и могут в деталях описывать несправедливое обращение их родителей. Обычно они правы: в детстве их действительно обманывали. Но беда в том, что теперь, взрослыми, они обманывают самих себя! До тех пор, пока они будут тратить силы на злобу по отношению к тем, кто когда-то их обидел, они не смогут направить усилия на достижение целей сегодняшнего дня. Их гнев уже не обижает родителей, зато наносит непоправимый вред им самим.

ВОПРОС: Но, черт возьми, это ведь несправедливо, и Вы считаете, что им все должно сойти с рук? По-Вашему, они должны забыть прошлое? И это после всего того, что нам пришлось вынести по вине родителей!

ОТВЕТ: Да, это несправедливо! Увы, родителям действительно все сошло с рук, и сегодня Вы уже ничего не можете с этим поделать. Все мы начинаем жить, будучи самым малым и наиболее зависимым из членов семьи - ближайшего к нам мира. Наша беспомощность в это время - не теория; это - факт. На ранних этапах установления отношений с миром нам приходится пользоваться услугами других. В пятилетнем возрасте мы нуждаемся в матери; мы должны задабривать и умиротворять ее, чтобы получить желаемое. От этого в буквальном смысле слова зависит наша жизнь. Для достижения своих целей мы, дети, должны уметь управлять взрослыми. Для того, чтобы заслужить конфету или поход в кино, мы должны расположить их к себе. Вот почему в детстве люди оглядываются на других и учатся пробуждать в них любовь, сочувствие и понимание. И лишь во вторую очередь мы оглядываемся на себя. Наша ошибка заключается в том, что это чувство беспомощности, эту нужду в поддержке других людей мы берем с собой во взрослую жизнь. То, что когда-то было действительностью, становится фантазией. Ваше благополучие как взрослого человека не целиком зависит от умения угождать другим. То, что в свое время делали для Вас другие, теперь Вы можете делать сами. Когда Вам тридцать, Вы не нуждаетесь в той материнской любви, которую получали в трехлетнем возрасте. Вам уже не нужно относиться к матери так, как это было в детстве. Вам не надо бояться ее неудовольствия. Сегодня Вы принадлежите самим себе. Но многие не хотят осознать это.

ВОПРОС: Но почему же? Отчего они не воспользуются этой свободой?

ОТВЕТ: Люди боятся потерять что-то такое, без чего, по их мнению, они не смогут обойтись. Французскому философу Руссо принадлежит часто цитируемое изречение: "Человек рождается свободным, но повсюду он - в цепях". Однако ближе к истине было бы: "Человек рождается в цепях, но у каждого из нас есть возможность стать свободным". Слишком часто люди не желают расставаться со своими цепями.

ВОПРОС: Почему это происходит? Что мы так боимся потерять?

ОТВЕТ: То, за что мы так держимся, - это фактически детское чувство безопасности. Когда мы были малы и беспомощны, мы ощущали присутствие невидимых, но всемогущих взрослых. Они могли быть не очень добрыми, эти взрослые, и мы постоянно ожидали от них упреков и крика. Однако пока они здесь, рядом с нами, мы не одни. Мы больше не боимся, что взрослый уйдет и мы останемся совершенно одни. Это ощущение - реликт далекого детства. Быть покинутым - страшная перспектива для ребенка, и он действительно порой не может этого пережить. Иное дело - одиночество взрослого. Одиночество ему иногда даже необходимо для роста и познания самого себя. Человек, не способный переносить одиночество, просто, видимо, так и не понял, что он уже взрослый!

Для того, чтобы расстаться с этим детским ощущением безопасности, нужна смелость. А главное - осознание целостности себя как личности. С этого момента и начинается взрослая жизнь!

ВОПРОС: Когда Вы говорите это, я чувствую Вашу правоту. Самостоятельность означает незащищенность. Не знаю почему, но что-то во мне протестует против этого.

ОТВЕТ: И не только в Вас! Многие удерживают себя от такого шага, а причина - опасение последствий выбора. Это тоже миф, порожденный детством. Ведь когда мы были детьми, в нашем мире было двое взрослых - мужчина и женщина. Они были "большими", эти взрослые. То, что происходит с ребенком, кажется ему единственно возможным ходом событий. Отсюда - представление о том, что в мире может существовать только один мужчина и одна женщина. И если кто-то хочет утвердить себя в роли взрослого, то он должен нанести поражение кому-то другому. Если в семье не хватает места всем, достижения одного всегда будут поводом для зависти остальных, и каким же отчаянным становится тогда каждое действие! Если мы берем нашу жизнь в свои руки, нам кажется, будто мы отнимаем ее у кого-то другого. Мы чувствуем себя так, словно нанесли смертельный удар нашим родителям. Если последствия столь разрушительны, нечего и удивляться колебаниям многих людей. Какими злодеями становимся мы, едва начав самостоятельную жизнь! Чувство вины за совершенное преступление невыносимо для людей, поэтому они дают обратный ход. Но справиться с этим чувством и идти вперед необходимо. Такова цена самоутверждения!