САМООПРАВДАНИЕ

Одна слабость, которая так обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни делали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить других людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это - самое главное. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно считать автоматической реакцией. Это часть той механической и автоматической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный - самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя - что бы он ни сделал, сказал или подумал, непременно правильно, хотя многие люди могут быть и несогласны с ним. Но они также самооправдываются без устали, и это бесконечный процесс, в который мы все вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были неправы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за его работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить его коварную деятельность. Очевидная цель самооправдания - поддержать нашу гордость и веру в себя, которая очень важна для нашей морали, т.е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление* находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда - слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что может быть назван почти бессознательным.

/* Речь идет о системе самопредставления и самопонимания, которая почти всегда определяется привязанностями (отождествлениями) человека к тем или иным предметам, занятиям и мнениям. (прим. сост.)/

Самооправдание не является частью инстинктивной природы человека, т.к. если бы мы жили в подлинной части нас самих, мы никогда не занимались бы самооправданием. В этом не было бы нужды. Самооправдание присуще только нереальной части нас, нашей личности. В очень раннем возрасте дети старательно обучаются самооправданию, поскольку они перенимают эти стереотипы поведения у своих родителей, которые постоянно этим самым занимаются у них на глазах. Самооправдание не является чем-то изначально присущим психическому и эмоциональному механизму человека. Это чисто искусственная вещь, привнесенная извне в наш ментальный аппарат, поскольку личность, благодаря своей врожденной лживости*, всегда нуждается в защите. Если бы самооправдание подвергалось искоренению среди взрослого населения, дети, приходящие в мир, не занимались бы самооправданием сразу же после овладения речью. Это было бы попросту нечто совершенно чуждое их естественной натуре.

/* Подразумевается, что "личность" (в отличие от сущности, или индивидуальности) есть иллюзорная, поверхностная, ненастоящая часть человеческого существа (концепция Гурджиева). (прим. сост.)/

Если человек занимается самонаблюдением в течение длительного времени, он начинает понимать, как глубоко укоренилось и как автоматично самооправдание и как ужасно трудно от него реально избавиться. Среди людей широко распространена автоматическая привычка говорить: "Я не виноват", "Я ничем не смог бы помочь" и т.д., если случается что-то, во что они могут быть вовлечены. Многие люди говорят это, даже если они знают, что это была именно их вина; но все они очень редко могут откровенно в этом признаться. Обычная реакция - постараться свалить вину на кого-либо другого или на внешние обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. К самооправданию прибегают не только в малосущественных случаях, но и в самых важных делах и событиях нашей жизни. Мы всегда пытаемся оправдать практически все, что делаем, т.к. мы не в состоянии перенести мысль, что что-либо, сделанное нами, может быть ошибкой, даже если мы знаем, что это видится ошибкой другим. В нас всегда есть желание видеть себя правыми. Все это приносит несказанный вред нашему внутреннему раскрытию, пока сохраняется привычка к самооправданию, поэтому жизненно важно осознать ее существование как часть нашего воспитания в эзотерической психологии.

Мы должны полностью осознать степень и коварство нашего самооправдания, чтобы остановить его. Только когда мы перестанем оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Мы предъявляем себе претензии все время и всевозможными способами, т.к. что-то в нас требует этого; и это "что-то" - наше фальшивое "я". Оно может только до тех пор распоряжаться нами и держать нас в рабстве, пока мы воображаем, что это - наше подлинное "Я".

Вот почему наше фальшивое "я" должно оправдывать все что угодно. Оно не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, т.к. оно не имеет истинной ценности в себе самом и, по существу, знает это. Отсюда его неистовые усилия удержать нас, и самооправдание - одно из основных средств для достижения этой цели.

Когда мы осознаем степень нашего самооправдания и сможем увидеть вред, который оно наносит нашей природе, мы начнем пытаться остановить этот процесс и признать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. Это то, что придает человеку подлинную смелость и духовное мужество. Может быть трудно признаться другим, что мы сделали то или иное совершенно неправильно, но что действительно трудно - это признаться в этом самому себе! Это труднейшая из задач работы над собой. Если даже мы признали перед другими, что сказали или сделали что-то неправильно, нам все еще очень трудно признать это для себя самих, т.к. мы всегда можем отыскать причины для самооправдания. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самим собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что то, что мы сделали, действительно неправильно, - это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному "Я". Истинное "Я" никогда не занимается самооправданием, - оно попросту не нуждается в этом!

Эзотерическая психология помогает нам, таким образом, выковать еще одно звено в цепи нашего самоосвобождения, которое приближает нас к еще большему осознанию самих себя. Мы узнаем, что наше "я" не подлинное, и это сделает возможным для нас обнаружить и провозгласить подлинность внутри нас. Пока мы этого не сделаем, мы остаемся "ничто", мы остаемся пародией на самих себя, замаскированной под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и ментально-эмоциональный аппарат, уже готовый, пусть и к неправильному, употреблению. До того, как мы обнаружили истинное "Я" внутри себя, мы должны понять, что оно действительно существует. Без этого мы не сможем сделать ни шагу на пути к его обнаружению в самих себе. Таким образом, важнейшая предпосылка эзотерической психологии - заставить нас осознать, что это основное или подлинное "Я" существует и готово возобладать, как только мы дадим ему эту возможность. Но эта возможность возникает только тогда, когда личность становится пассивной, спокойной, не претендует на главенство и уступает место главному в нас - нашей сущности, или индивидуальности.

В настоящее же время наша личность активна: это та часть нас, которую мы осознаем как самих себя и через которую, как нам кажется, мы можем действовать. Но на самом деле мы не можем действовать, т.е. не можем проявить истинную сознательную активность. Мы только реагируем на те или иные события. Следовательно, прежде, чем нечто более реальное может стать активным, личность должна стать пассивной и даже послушной. Путем самонаблюдения и запоминания случаев самооправдания и посредством попыток не заниматься самооправданием и отождествлением мы сделаем большой шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, важное условие для возникновения истинного "Я" в нас самих.

Есть один фактор, которого мы не коснулись, говоря о личности и об истинном "Я" и который является связующим звеном между ними и обозначается термином "сущность". Когда личность становится пассивной в результате работы над собой, сущность становится все более активной. Когда же сущность становится полностью активной и практически вытесняет личность, только тогда истинное "Я" может взять руководство на себя.