ВНУТРЕННЯЯ БЕСЕДА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЯ

Внутренняя беседа - это продолжительный разговор, который мы всегда ведем сами с собой, когда мы одни. Как только мы остаемся наедине с собой, начинается внутренний разговор: 99 процентов его касается наших предполагаемых обид, личных неудач, проблем, намерений и т.д. Например, мы долго обсуждаем в уме, что такой-то сказал нам и почему он не относится к нам так, как должен был бы, и что мы должны были сказать ему, но не сказали. Или почему люди думают, что они могут делать с нами на работе все, что захотят, так как мы относимся к тому сорту людей, которые не увиливают от работы. Или почему наша жена и дети никогда не уважают нас в достаточной степени и т.п. Внутренняя беседа - наш постоянный спутник в часы бодрствования. Таким образом, мы подвергаем различные происшествия дня постоянным повторениям, пытаясь представить себе себя же в возможно более выгодном свете, придумывая извинения за те высказывания и ситуации, в которых мы, по нашему мнению, недостаточно проявили себя в свое время. Короче, во внутреннем разговоре мы ведем кампанию самооправдания и самопоклонения, которые помогают нам держаться на самом высшем уровне нашей личной самооценки.

Внутренняя беседа - это служанка самолюбия и культ личности. И в то же время - это наиболее значительный источник потери сил. Чем больше мы погружаемся в эту постоянную внутреннюю беседу с собой, тем больше сил мы теряем, так как внутренний разговор - одна из наиболее отрицательных черт личности в ее повседневной жизни. Если мы осознаем этот факт и изучим наш внутренний разговор, мы поймем, как это вредно. Люди, которые излишне заняты внутренним разговором, обычно больше других жалуются на то, что они утомлены и не располагают достаточным количеством жизненных сил; такие люди легко поддаются любой распространенной болезни и часто страдают различными хроническими заболеваниями.

Один из первых шагов к самопознанию - это осознание существования внутренней беседы и ее значения для нас. Мы должны прекратить ее. Это очень трудно и может быть выполнено только постепенно; каждый изучающий эзотерическую психологию должен работать в этом направлении постоянно.

Предмет внутреннего разговора наиболее тесно связан с тем, что известно как "потребности". Мы полны потребностями, но пока мы не осознаем этот факт, мы будем находиться в блаженном неведении о существовании внутри нас таких психологических возмутителей спокойствия. В эзотеризме объясняется, что требования - это такие условия, которые мы навязываем другим людям (и всему миру в целом), считая само собой разумеющимся, что мы имеем на это право.

Другими словами, мы чувствуем, что жизнь должна снабдить нас определенными удобствами, некоторыми средствами к существованию, выгодами, привилегиями и т.д., хотя мы не представляем себе этого именно в таком свете. На самом деле мы видим это совсем по-другому, т.к. потребности находятся совершенно вне нашего сознания. Мы просто считаем это само собой разумеющимся. Однако если наши потребности не удовлетворяются, мы начинаем чувствовать недовольство или раздражение, и тогда начинается постоянный поток внутреннего разговора, о котором сказано выше.

Например, мы чувствуем, что имеем право на такие вещи, как уважение окружающих; что мы должны нравиться другим людям; что мы должны быть всегда счастливы; что внешние условия не должны нарушать наш комфорт и удовольствия и т.д.

Как уже было сказано, мы не ставим четко эти требования, мы даже не осознаем, что предъявляем к жизни именно эти требования. Но неосознанно мы именно это и делаем, и если наши требования не удовлетворены, мы начинаем внутренний разговор, т.к. чувствуем, что жизнь и весь мир не относятся к нам, как нам бы того хотелось и как должно (на наш личный взгляд). Поэтому мы чувствуем определенную внутреннюю обиду и нас заполняет жалость к себе. Внутренние обиды в самых разнообразных формах становятся основой внутреннего разговора. Мы постоянно говорим сами с собой о них, все время теряя силы, и чувствуем, что с нами плохо обошлись. Система дает определенные инструкции о внутреннем разговоре: как с ним можно бороться или как его хотя бы снизить и уменьшить. Один из наиболее важных путей, которым этого можно достигнуть, - сокращение наших требований.

Чем меньшего мы ждем от жизни и от других людей, тем меньше будет причин для раздражения или недовольства, если то, чего мы требуем, не происходит. Можно категорически утверждать, что с точки зрения эзотеризма человек, который сократил свои требования до нуля, находится на правильном пути к достижению своей эзотерической внутренней цели.

Если мы ничего не ожидаем от жизни, мы не можем быть разочарованы. Это приводит к исчезновению всех обид, и тогда внутренний разговор исчезает, лишенный своего источника. Только действительно великий человек может ничего не требовать от жизни, и это сам по себе верный критерий того, что называется "индивидуальностью" согласно эзотерической традиции.

Теперь скажем несколько слов о том, что называется "представлениями". Представления можно кратко определить как наш обычный образ мысли, как наш привычный способ мышления и верования. Например, мы имеем представление о себе и о всех вещах, начиная от религии и кончая политикой, сексом, работой, наслаждением и т.д. Каждый из нас имеет свои многочисленные представления обо всех предметах, в которые он словно закован, как в латы. Мы считаем эти представления различными аспектами нас самих, не подозревая, что они являются только умственными "одеждами", которые мы надеваем и снимаем согласно обстоятельствам, и что они не имеют в своем основании истинного родства с нами самими.

Они представляют лишь разнообразные "одежды" личности, большей частью личности ложной, и создаются годами под влиянием образования, обычаев, традиций и т.д.

Чем более искренне мы принимаем эти представления за правдивое выражение нас самих, тем дальше мы уходим от правильного пути понимания себя. Следовательно, если мы хотим достигнуть самопознания, мы должны осознать наши разнообразные представления благодаря тщательному и постоянному самонаблюдению и изучению, и тогда мы постепенно окажемся в состоянии избавиться от них вовсе. Эти усилия будут вознаграждены тем, что наша глубинная сущность сможет показать и проявить себя. Тогда все, что мы говорим и делаем, будет находиться под влиянием этой более подлинной части нашего "Я" и не будет больше представлений - граммофонной пластинки, поставленной ложной личностью. Когда мы лучше осознаем себя, тогда будет легко увидеть, что эти представления сами руководят нами согласно условиям текущего момента. Мы считаем их различными аспектами нашей личности и полностью с ними отождествляемся.

С учением о представлениях тесно связано учение об изображениях. Изображение можно представить как наш обычный способ видения себя. Когда мы думаем о себе, перед нами встает изображение себя как человека того или иного сорта, например, человека всегда доброго и внимательного к другим, или всегда стойкого, или общительного, или трудолюбивого и т.д. Существует большое количество разнообразных изображений, которые мы рисуем себе и которые тесно связаны с представлениями.

Мы идем по жизни, свято веря в эти изображения, даже если другие люди считают их неверными. Главное то, что мы верим, будто они верны, верим, что они представляют нас в истинном свете. И мы наслаждаемся этими изображениями, тонем в них и таким образом способствуем совершенно ложному развитию своего "Я". Мы видим себя совсем не так, как нас видят другие.

Например, мы имеем изображение себя как очень рассудительного человека, всегда открытого для аргументов и убеждений; в то же время другие люди могут видеть нас как очень несговорчивого, высокомерного и упрямого человека. Или человек изображает себя щедрым и великодушным, а другим людям он кажется довольно скучным и расчетливым. Это - обычное явление, и оно свидетельствует о том, как мало мы знаем себя. Следовательно, помимо того факта, что мы отождествляем себя с нашей личностью и не имеем никакого представления о том, что скрывается за этим фасадом, мы не имеем никакого представления о том, на что похожа наша личность. Вся ситуация осложняется изображениями и представлениями, которые составляют такую значительную часть нашего умственного содержания, что даже трудно себе представить.

Мы должны изучить себя, прежде чем станет возможно самопознание. Это очень сложный и многотрудный процесс, и он должен быть таким, т.к. ничто жизненно необходимое не дается легко. Если бы достижение самопознания было бы делом легким, оно просто ничего бы не давало нам. Это наше бытие, и оно должно быть трудным. Содержание данной главы дает нам некоторое представление о трудностях, с которыми мы сталкиваемся при распутывании клубка нашего психологического склада. В то же время мы узнаем, как различны эзотерическая и обычная психология. Фактически - это два противоположных полюса.