ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА

 

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА

 

Авторский курс лекций

    Содержание

Предисловие публикатора

 

Я надеюсь, автор этого курса простит мне это самоволье с предисловием. Но оно – не более, чем попытка обосновать причины внимательного отношения в практическом использовании цвета на экране.

Когда я пришел работать на телевидение, областные студии еще понятия не имели о цвете. Цвет пришел к нам только в начале 80-х, а 16мм. ч/б кинопленка еще лет 5 оставалась основным внестудийным носителем. Художникам, режиссерам, операторам пришлось осваивать цвет «в пожарном режиме». Сколько споров, порой до хрипоты, это вызывало!

Однако, если в кино цвет с самого начала осваивался как художественный элемент, для многих телевизионщиков он, к сожалению, так и остался неосмысленным, бытовым. Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему.

Сегодня основная беда цвета на ТВ – в его случайности. Случайный цвет способен нивелировать, а то и просто уничтожить и смысловое, и художественное решение кадра. Темное, иссиня-серое небо отражается в мокром асфальте, темные зонты, закрыв лица, движутся вдоль фасадов, и без того блеклые краски которых размыты туманной пеленой… и вдруг, кадр перерезает дама в ярко-желтом плаще… Все! Шикарный настроенческий кадр летит «в корзину». Использован он может быть только в одном случае – как начало «желтой» темы, начало нового эпизода. Желтый плащ может стать событием. Но нужно ли оно в данном случае? В 99% он будет выглядеть чужеродно, более того, «сломает» все настроение эпизода. Но хуже всего, если режиссер этого даже не заметит.

Хотя – пример слишком ярок. Вот стандартная ситуация: павильон выдержан в мягких тепло-желтых тонах, а журналист является на запись в ярко-синем платье. У Вас такого не бывало? Счастливец! Скольких журналистов мне пришлось переодевать в снятые с кого угодно пиджаки, блузки, галстуки… А сколько обид потом вылилось, хотя установку, в чем придти, журналист получал, как минимум, вечером перед записью. А сколько таких ведущих так и выходят сегодня на экраны местных студий, не понимая, что созданное ими пятно разрушает не только оформление, но и их собственный образ.

О документальной же съемке говорить вообще не приходится – здесь на цвет, часто, обращают внимание не больше, чем на микрофон в кадре. А потом авторы искренне удивляются, почему «теплая семейная атмосфера» была воспринята зрителями как «балаган». Или милая женщина выглядела на экране сексуально вульгарной. А ведь дело-то только в том, что в первом случае все герои оказались в одеждах, контрастных друг к другу по цвету, а во втором – сработало ярко-красное платье в сочетании с соответствующим фоном.

Все это заставляет нас не только следить за единством цветовой гаммы на экране, но и знать подсознательное воздействие цвета, законы его восприятия и возможные расшифровки. Т.е. психологию цвета.

Не все в этом курсе касается экрана, но делать купюры я не стал – нет возможности согласовать с автором, а возможно, кому-то покажутся интересными и эти места текста. И конечно, воспринимать буквально, как руководство к действию эти расшифровки не стоит – напомню, что цвет в художественной системе имеет, прежде всего, контекстуальную семантическую расшифровку. Но, как профессионалы, знать подсознательное воздействие цветов на зрителя мы просто обязаны.

А. Каминский.

 

Введение

 

Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Все цвета делятся по типу движения:

· Эксцентрические (желтый)

· Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).

 

Сила и тип движения – цвета и тьмы усиливаются при затемнении, из света – «при осветлении».

Не следует злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.

 
 


1 – фиолетовый

2 – красно –

фиолетовый

3 – красный

4 – оранжевый

5 – желтый

6 – зеленый

7 – голубой

8 – синий

 

Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди, предпочитающие отдохнуть и не любят трудоголики.

Краткий тест. Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.

 


 

Белый цвет

Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета. Положительные…   Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная…

Черный цвет.

Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Положительные характеристики Негативные… Черный всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он «загадочен» (часто… Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Пугает (страх из-за загадочности).

Серый цвет.

Серый цвет соединяет в себе противоположные качеств черного и белого, следовательно, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым… Люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не… Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо.

Серебряный

Он выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Положительные характеристики Негативные… Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно… В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями…

Жемчужный цвет

Он символизирует роскошь, придает силы, может очищать разум. Свойства этого цвета исходят из самого жемчуга: он открывается тогда, когда ему самому… Человек такого характера не терпит назойливости и предпочитает молчать; он… В лечении этот цвет способствует пищеварению.

Красный цвет

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения).… Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не… Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями, действует в этом аспекте сильнее, чем религия. Он толкает к…

Оттенки.

Малиновый – в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы а идет и… Огненный – в нем есть желто – оранжевый оттенок; отличается чрезвычайным… Красно – коричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего…

Розовый цвет

Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта,… Цвет орхидеи (светло – лиловый) в положительном аспекте – выделение яркой… Красно – фиолетовый. Такой человек не признает рабства; все, что ему нужно, берет деликатно и осторожно; страдает…

Желтый.

Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности,… Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно… В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы. У евреев желтым цветом клеймили, сочетание желтого…

Оттенки.

Лимонно – желтый: жестокость и безудержность; обладает противомикробным действием. Люди, предпочитающие этот цвет, обладают нестандартным мышлением,… Светло – желтый: склонность избегать ответственности, склонность к… Бледно – желтый: свобода от рамок.

Оранжевый цвет.

Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его… Оранжевый цвет – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого… В психодиагностике с помощью оранжевого различают красно-желтый и желто-красный. Положительное отношение к…

Зеленый цвет

Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. В… Люди, предпочитающие этот цвет, как правило, видят обе стороны ситуации, умеют… В негативном аспекте это цвет безмолвного одобрения и безнадежности.

Синий цвет

Это - концентрический цвет, он посвящает все только себе.   Положительные характеристики Негативные… У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается.…

Коричневый цвет

Это – затемненный желто – красный цвет: импульсивная жизненная сила красного сдерживается, замирает. В коричневом остается жизненность, которая… Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя. Игнорируется… Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность (при приеме на работу оказывает положительное воздействие); он…

Оттенки

Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

 

Фиолетовый

Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Отсюда –… Это цвет беременных. Обозначает чувственность, которая стоит на грани… В мифах – в средневековье – цвет раскаяния. В перстне кардинала – фиолетовый аметист – символ воздержанности.

Оттенки

Темно-фиолетовый символизирует грубость и властность.

Лиловый (светло – фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию; оказывает мягкое неинтенсивное воздействие, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).

Сиреневый – тщеславие, незрелость, выбирается в подростковом возрасте.

 

Сочетания.

Желто-зеленый выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания. Оранжево – черный выражает опасность, страх (черный цвет поглощает). Желто – черный это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в…

Интерьер

Белый- следует избегать в больницах и детских. Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных… Коричневый – создает уют но тянет отдыхать – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет…