Реферат Курсовая Конспект
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА - раздел Психология, Психология Цвета ...
|
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА
Предисловие публикатора
Я надеюсь, автор этого курса простит мне это самоволье с предисловием. Но оно – не более, чем попытка обосновать причины внимательного отношения в практическом использовании цвета на экране.
Когда я пришел работать на телевидение, областные студии еще понятия не имели о цвете. Цвет пришел к нам только в начале 80-х, а 16мм. ч/б кинопленка еще лет 5 оставалась основным внестудийным носителем. Художникам, режиссерам, операторам пришлось осваивать цвет «в пожарном режиме». Сколько споров, порой до хрипоты, это вызывало!
Однако, если в кино цвет с самого начала осваивался как художественный элемент, для многих телевизионщиков он, к сожалению, так и остался неосмысленным, бытовым. Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему.
Сегодня основная беда цвета на ТВ – в его случайности. Случайный цвет способен нивелировать, а то и просто уничтожить и смысловое, и художественное решение кадра. Темное, иссиня-серое небо отражается в мокром асфальте, темные зонты, закрыв лица, движутся вдоль фасадов, и без того блеклые краски которых размыты туманной пеленой… и вдруг, кадр перерезает дама в ярко-желтом плаще… Все! Шикарный настроенческий кадр летит «в корзину». Использован он может быть только в одном случае – как начало «желтой» темы, начало нового эпизода. Желтый плащ может стать событием. Но нужно ли оно в данном случае? В 99% он будет выглядеть чужеродно, более того, «сломает» все настроение эпизода. Но хуже всего, если режиссер этого даже не заметит.
Хотя – пример слишком ярок. Вот стандартная ситуация: павильон выдержан в мягких тепло-желтых тонах, а журналист является на запись в ярко-синем платье. У Вас такого не бывало? Счастливец! Скольких журналистов мне пришлось переодевать в снятые с кого угодно пиджаки, блузки, галстуки… А сколько обид потом вылилось, хотя установку, в чем придти, журналист получал, как минимум, вечером перед записью. А сколько таких ведущих так и выходят сегодня на экраны местных студий, не понимая, что созданное ими пятно разрушает не только оформление, но и их собственный образ.
О документальной же съемке говорить вообще не приходится – здесь на цвет, часто, обращают внимание не больше, чем на микрофон в кадре. А потом авторы искренне удивляются, почему «теплая семейная атмосфера» была воспринята зрителями как «балаган». Или милая женщина выглядела на экране сексуально вульгарной. А ведь дело-то только в том, что в первом случае все герои оказались в одеждах, контрастных друг к другу по цвету, а во втором – сработало ярко-красное платье в сочетании с соответствующим фоном.
Все это заставляет нас не только следить за единством цветовой гаммы на экране, но и знать подсознательное воздействие цвета, законы его восприятия и возможные расшифровки. Т.е. психологию цвета.
Не все в этом курсе касается экрана, но делать купюры я не стал – нет возможности согласовать с автором, а возможно, кому-то покажутся интересными и эти места текста. И конечно, воспринимать буквально, как руководство к действию эти расшифровки не стоит – напомню, что цвет в художественной системе имеет, прежде всего, контекстуальную семантическую расшифровку. Но, как профессионалы, знать подсознательное воздействие цветов на зрителя мы просто обязаны.
А. Каминский.
Введение
Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.
Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.
Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.
Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Все цвета делятся по типу движения:
· Эксцентрические (желтый)
· Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).
Сила и тип движения – цвета и тьмы усиливаются при затемнении, из света – «при осветлении».
Не следует злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.
Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.
Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.
1 – фиолетовый
2 – красно –
фиолетовый
3 – красный
4 – оранжевый
5 – желтый
6 – зеленый
7 – голубой
8 – синий
Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди, предпочитающие отдохнуть и не любят трудоголики.
Краткий тест. Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.
Оттенки
Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости.
Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.
Оттенки
Темно-фиолетовый символизирует грубость и властность.
Лиловый (светло – фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию; оказывает мягкое неинтенсивное воздействие, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).
Сиреневый – тщеславие, незрелость, выбирается в подростковом возрасте.
– Конец работы –
Используемые теги: Психология, цвета0.055
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов