Лиз Бурбо
Слушай свое тело снова и снова
ЧАСТЬ 1
ИМЕТЬ
Глава 1
Поистине, наша настоящая свобода находится внутри нас!
Глава 2
Отсюда следует, что все ожидания, не основанные на предварительной
Глава 3
Дай себе право иметь эту зависимость, не суди и не контролируй себя.
Глава 4
Глава 5
Чем более ты уравновешен и сосредоточен, чем более способен
услышать собственные потребности и собственную интуицию,
Тем чаще Вселенная действует таким образом, что
Не забывай: если ты желаешь денег и материальных благ только в твоем физическом мире, ты никогда не будешь удовлетворен. Только желая, чтобы эти физические вещи приблизили тебя к твоему внутреннему БОГУ, ты обретешь удовлетворение и счастье.
В заключение этой главы я предлагаю тебе следующее. На протяжении целой недели записывай каждую свою мысль, каждое действие и каждое высказывание, касающиеся денег или твоего материального имущества. Попроси также людей, окружающих тебя повседневно, чтобы они тебе тоже об этом напоминали, чтобы ты осознавал верования, которые на тебя влияют.
По окончании всех записей определи тот страх, который скрывается за каждым верованием, и осознай, что же представляют собой эти страхи( тормозящие расцвет твоей жизни и блокирующие желания. Они не дают тебе даже удовлетворить важнейшие потребности — следовать собственной интуиции быть открытым каналом, позволяющим поступать к тебе всему, что нужно в жизни.
Вот почему так важно понять, что твоя способность достичь изобилия и процветания — это всего лишь отражение твоих верований и твоей внутренней состоятельности, твоей веры и твоего внутреннего БОГА.
Глава 6
ДЕЛАТЬ
Глава 7
Глава 8
Реальность состоит в том, что ты не можешь подвергаться никакой несправедливости, поскольку твой внутренний БОГ точно знает, какие опыты тебе необходимо пережить, чтобы усвоить уроки, позволяющие тебе возвратиться к БОГУ.
Каждый опыт, который ты переживаешь, составляет часть божественного замысла, который осуществляется в виде логической последовательности событий с учетом твоих решений, принятых ранее. С тобой не может случиться ничего такого, чему не предшествовала бы соответствующая причина. Это великий закон причины и следствия. В него можно верить или не верить, но он существует, и ему подчиняется все сущее в нашей вселенной. Все, что исходит от нас, к нам возвращается.
Так как мы еще слишком мало сознательны, нам необходимо почаще переживать следствия причин, чтобы лучше осознать сами причины. Я не говорю, что человек виноват во всем, что с ним случается; я говорю, что все, что с ним случается, составляет часть божественного замысла и человек полностью ответствен за свою реакцию на то, что с ним случается.
Когда происходит инцидент, который кажется тебе несправедливым, у тебя есть выбор реагирования; ты можешь сказать себе: «То, что со мной произошло, происходит и с другими людьми. Это лишь инцидент в моей жизни, это не конец света». Многие боятся повторения этого инцидента на протяжении всей своей жизни, боятся, что жизнь состоит только из несчастий. Мудрые принимают решение верить в обратное. Самое ценное — помнить, что это твой интеллект решает, является ли инцидент несправедливым. Интеллект основывается на том, чему он научился в прошлом, и забывает сверить все элементы своего знания с текущей
Я работала со многими людьми, которые считают себя «жертвами», и заметила, что, как правило, один из родителей жертвы, а нередко и оба, отличаются точно таким же поведением. Поскольку мы учимся на примере своих родителей, то в случае, если они склонны делать из себя жертву, нам необходимо удваивать усилия, чтобы не перенять у них схему мышления и соответствующее мировоззрение. Вообще, даже если жертва чувствует себя жертвой и по-настоящему страдает от ситуации, она все равно упорствует в своем поведении, так как знает, что привлечет к себе внимание и окружающие пожалеют ее.
Кроме того, она часто болеет. Она болела в детстве, но если и считала болезнь несправедливостью, то, с другой стороны, эта болезнь позволяла ей привлечь к себе такое желанное внимание Жертва считает, таким образом, что жизнь несправедлива и представляет собой последовательность несчастий, хотя из них можно извлекать и пользу — внимание окружающих. И причиной того, что человека, который принимает позицию жертвы, так трудно вытащить из порочного круга, является слепой страх: если из его жизни исчезнут несчастья, то как тогда завоевывать внимание?
Я нередко встречаю людей с энергетикой жертвы. Когда у меня есть время выслушивать их рассказы, то на меня одна за другой начинами сыпаться драмы и трагедии. Им нет конца. Эти люди бывали в авариях, их обворовывали, насиловали, грабили всеми способами; у некоторых этот перечень настолько внушителен, что я сомневаюсь в его достоверности — трудно поверить, что на одного человека может свалиться столько бед.
Хорошенько присмотревшись, каждый может увидеть в себе частицу «жертвы». Никто не станет утверждать, что в юном возрасте ни разу не испытывал чувства несправедливости. Но степень тяжести поражении вирусом жертвы бывает различной. Существуют, я бы сказала, «маленькие», «средние» и «хронические» жертвы. Усвоив такое поведение, человек очень редко отдает себе в нем отчет — таково было одно из моих самых удивительных открытий с тех пор, как я стала заниматься вопросами личностного развития. Если хочешь проверить, не строишь ли ты из себя жертву, попробуй узнать себя в следующем описании. Человек, делающий из себя жертву, постоянно жалуется по поводу обстоятельств, в которых он является жертвой, но, по всем признакам, не сознает того, что он жалуется. Почему? Потому, что в нем сидят две противоположные личности. Один говорит: «Бедный я, бедный, это так несправедливо по отношению ко мне». Другая говорит: «Я могу спасти всех, и я это сделаю».
Этот человек не использует свою внутреннюю силу, чтобы спасти себя; он вроде бы намерен использовать ее исключительно для спасения других. Он бросается спасать кого угодно, только не себя; да и нельзя спасать жертву, так как тогда иссякнет источник внимания и сочувствия, без которого ей свет не мил.
Жертва всегда пребывает в энергетике «бедный я». А поскольку бедный — это тот, кому чего-то не хватает, то та сфера, где тебе чего-то не хватает, и является сферой твоей деятельности как жертвы. Чего тебе не хватает? Денег, любви, комплиментов, внимания, здоровья, признательности, времени? Кстати, времени не хватает очень многим, в том числе Мне! Когда я осознала это, я поняла, что уже очень давно, с тех пор как себя помню, я делала из себя жертву в этой сфере. Еще совсем маленькой жаловалась на нехватку времени.
Беда в том, что чем больше человек жалуется на нехватку чего-то, тем больше ему этого не хватает. Это вполне логично, если ты вспомнишь, в физическом мире с нами всегда происходит то, во что мы верим. Ни дня, ни недели не проходило, чтобы я себе не говорила: «Ну нет, больше такого дня (недели) не будет! Я даже вот то или вот это не успела сделать». Ощущение нехватки времени у меня было постоянным.
Ты можешь определить, в какой сфере делаешь из себя жертву, если послушаешь замечания других людей на твой счет: «Бедняга, ему так не хватает (того-то или того-то)». Обо мне говорили так: «Бедняжка Лиз, Боже мой, какая у нее пропасть работы! Откуда она время возьмет, чтобы все это переделать?» Друзья человека, который жалуется на нехватку денег, думают о нем так: «Бедняга Рене, я не представляю, как ему свести концы с концами!»
Когда о ком-то говорят, что он стал жертвой тех или иных обстоятельств, его имени обязательно предшествует слово «бедный». В образ жертвы человек входит, не сознавая этого, и это особенно плохо для него.
Представь себе, например, особу — назовем ее Луизой, — которая постоянно болеет и у которой есть круг знакомых около тридцати человек. Вообрази, какая энергия нехватки устремляется к Луизе, если каждый из них скажет: «Бедняжка Луиза, это уже не шуточки. Она постоянно болеет. Я даже не представляю, в чем может быть причина. Но вряд и она из этого выберется». Мало того, что она сама себя постоянно убеждает, что ей не хватает здоровья, так ещё и тридцать человек вокруг неизменно возвращают к ней эту мыслеформу еще больше углубляя нехватку. Будь осторожен, когда тебе хочется кого-то пожалеть.
Глава 9
Глава 10
Переходить к действию
Способность переходить к действию — важное, существенное и актуальное качество, без развития которого нельзя говорить о гармонии человеческого бытия. Действительно, очень многие люди испытывают затруднения, когда от желания что-то осуществить нужно перейти к действию. Слишком много власти дали эти люди своему интеллекту, и в конце концов он подавил их интуицию. На самом же деле интеллект должен быть подчинен интуиции, то есть голова должна служить сердцу.
Перейти к действию в твоем физическом мире означает
Глава 11
Как он хочет, и тогда, когда хочет, но только для себя
Глава 12
Но если уж разлука становится неизбежной, то будет мудро и целесообразно использовать ее для того, чтобы еще больше вырасти в любви, достичь еще большей зрелости на
Что принадлежим ВСЕМУ и составляем часть ВСЕГО.
В заключение этой главы я предлагаю тебе вспомнить три материальных блага и одного человека, которых в настоящее время ты боишься потерять. Теперь подумай: по какому праву ты считаешь эти блага и этого человека своей собственностью? Вместо того чтобы и дальше веровать, что ты ими владеешь, подумай, каким образом ты мог бы их использовать, чтобы улучшить себя как личность, чтобы вырасти духовно.
Прими решение прибегать к их помощи разумно, в меру твоих возможностей, каждый день и постольку, поскольку они есть на твоем пути. Если однажды они исчезнут из твоей жизни, если тебе придется с ними расстаться, то только потому, что Вселенная и твой внутренний БОГ точно знают, что для тебя наиболее благоприятно, знают, что пришло время нового этапа твоего развития.
Глава 13
Для того чтобы человек жил настоящим, его тело и мысли
Каждая минута, в течение которой ты избегал присутствия в настоящем времени
ЧАСТЬ 3
БЫТЬ
Глава 14
Любить реально — это дать себе право быть, дать другим право быть
Пойми, что если ты сам себя отвергаешь, то происходит это потому, что ты позволил завладеть собой интеллектуальным верованиям, которые сам же в себе и выращиваешь.
Дай себе право быть таким, каким ты хочешь быть в настоящее время, даже если ты недоволен некоторыми своими чертами и хотел бы их изменить. Тебя ожидает удовольствие констатировать перемены, которые в тебе произойдут спустя некоторое время. Я понимаю, что человеку, с детства живущему в состоянии отверженности, не так легко поверить, что он не отвержен, что его принимают таким, какой он есть. Если он только и слышал от родителей и воспитателей, что он лишний, что он невыносим, что лучше бы у них родился ребенок другого пола; или если он постоянно чувствовал себя последним, ибо ему предпочитали старшего брата, — такому человеку трудно поверить, что он уникален и имеет право быть таким, как есть. Уж если его не любили родители, как он может любить себя?
Если ты пережил такое неприятие в детстве, то очень вероятно, что чувство отверженности сопровождало тебя все последующие годы. Ты пришел на Землю и жил с родителями, которые тебя отвергали; смысл такой судьбы в том, чтобы осознать то решение, которое ты принял раньше, и оправдать его в настоящей жизни.
Твой выбор прост: либо ты продолжаешь верить, что твои родители те, кого ты любишь, отвергают тебя, и таким образом продолжаешь все то же существование в аду, которое ты ведешь уже БОГ знает сколько жизней, либо ты принимаешь решение изменить свои верования, начав с того, что принимаешь их такими, какие они есть.
Помни, что ты должен желать перемен, но не форсировать их. Форсируя, ты утверждаешься в том, что не принимаешь ситуацию или личность, то есть хочешь устранить, отвергаешь ее. Но не забывай: отвергнутая личность не только не устраняется, но еще сильнее цепляется за тебя. Так что это не лучший способ избавиться от того, что тебя уже не устраивает.
Ты должен пройти через этап принятия фактического порядка вещей, и только после этого может начаться преображение. Тебе необходимо согласиться с тем, что в настоящее время ты себя отвергаешь, что некоторые части тебя с большим трудом уживаются с другими частями. Когда увидишь, что какая-то часть тебя занимает позицию критики и осуждения, не спеши реагировать: просто наблюдай за ней в той мере, в какой ты ощущаешь ее присутствие. Это первый этап твоего преображения — этап осознавания.
После того как ты вполне осознаешь некоторое состояние и вполне переживешь этот опыт, у тебя появится возможность увидеть собственное страдание, которое мешает тебе дать себе право быть таким, какой ты есть. Даже если окажется, что тебе трудно принять некоторые части себя, переживи и этот опыт — дай им право существовать. Этот этап наиболее важен, если речь идет о переменах серьезных. Ты не можешь знать результаты этого этапа, пока он не закончится; но именно он приведет тебя к следующему этапу. Преображение будет совершаться постепенно, без твоего ведома; а в один прекрасный день ты с удивлением обнаружишь, что все меньше и меньше чувствуешь себя отвергнутым.
Взаключение этой главы я предлагаю тебе составить список из трех твоих частей, или «субличностей», которые тебе трудно принять. Если в тот момент, когда ты осознаешь каждую из них, у тебя возникнет реакция нелюбви к себе, постарайся всё же дать себе право быть таким, какой ты есть, хотя бы в течение недели; и все это время наблюдай за собой, следи за тем, каким образом ты уживаешься с каждой из них. Переживи этот этап сполна.
Если окажется, что тебе слишком трудно переживать этот опыт, выбери более приятные для тебя части себя на следующую за этим неделю. Растяни процесс на несколько недель, если почувствуешь такую необходимость, пока не будешь в состоянии спокойно наблюдать за собой, не осуждая, не критикуя, не испытывая чувства вины или гнева на себя. Короче говоря, согласись с тем, что ты такой, какой ты есть.
Ты узнаешь, что этот этап завершен, когда сможешь сказать себе: «Я принимаю эти части меня, которые существуют в настоящий момент. Это я создал их, веруя, что они защищают меня от страданий. Следовательно, они сослужили мне хорошую службу. Однако сегодня я принимаю решение верить в другие вещи». Когда ты почувствуешь, что действительно принял эти части себя, начнется процесс их преображения, в котором появится больше места для любви.
Драматическая сторона всякой ситуации устраняется через это приятие.
Глава 15
Для того чтобы чувствовать, человек должен пребывать в состоянии наблюдателя
Глава 16
Глава 17
С другой стороны, для того чтобы преображение осуществилось, ты должен сначала принять тот факт, что ты единственное лицо, полностью ответственное за все, из чего складывается твоя жизнь.
Тебе нет необходимости понимать; я советую тебе даже и не пытаться понять. Ты должен только усвоить, что все, что с тобой происходит, всякое событие в твоей жизни, каким бы важным или неважным оно не было, обусловлено причиной, которую в определенный момент пустил в ход ты сам. В соответствии с твоей манерой реагировать на затрагивающие тебя события, ты запускаешь в действие следующую причину, которая произведет следующее событие, и так далее. Каждая причина влечет за собой следствие, каждое следствие становится причиной нового следствия, и только ты сам имеешь постоянную власть в любой момент выбирать и определять перемену направления.
Позволить кому-то или чему-то менять направление и контролировать твою жизнь — значит создавать внутренний гнев, ибо в глубине души ты знаешь, что действуешь вопреки естественным законам любви к себе. С другой стороны, этот гнев чаще всего остается подавленным, вытесненным из твоего сознания. Не принадлежишь ли ты к многочисленной категории людей, которые не позволяют себе впадать в гнев, так как слишком боятся потерять контроль, если дадут себе право выражать то, что клокочет внутри? Когда ты осознаешь собственный гнев, это хороший признак: ты констатируешь, что больше не являешься хозяином своей жизни, что позволяешь кому-то или чему-то ею управляй. Отдать себе в этом отчет совершенно необходимо — ради твоего внутреннего благополучия: начиная с этого момента у тебя появится настоящее желание построить свою жизнь по-другому.
А как здорово было бы реализовать силу, заключенную в гневе! Переживать гнев — это значит пытаться восстановить контакт со своей внутренней силой. В тот момент, когда ты входишь в контакт со своей внутренней силой, увеличивается твое господство над самим собой, ибо ты еще лучше осознаешь собственное могущество.
С другой стороны, пытаясь подавить свой гнев, ты отдаляешься от состояния самообладания. Если в ту минуту, когда следует выразить свой гнев, ты сочтешь такое поведение некорректным и не дашь себе
права на него, то очень велика вероятность, что ты потеряешь контроль, ли ты отдаешь себе отчет в том, что твои эмоции возникают в результате твоего же попустительства (ты позволил себе раздражаться по поводу недостойных действий другого человека) и что твое желание контролировать себя и другого только усиливает твои эмоциональные переживания, даже если твои эмоции направлены против тебя самого, — тогда выскажи своему оппоненту откровенно и точно все, что ты переживаешь, и он не станет реагировать на твой гнев. Принимая таким образом на себя ответственность за собственные действия, ты сможешь выразить свой гнев, не теряя контроля и не оскорбляя оппонента.
Я называю это «разразиться священным гневом» — гневом в конечном счете благотворным. Я неоднократно наблюдала людей, которые взяли на себя ответственность и дали себе право пережить сильный гнев; такой гнев сопровождается отчетливыми физическими симптомами — сильной лихорадкой, сыпью на коже, локальными воспалениями.
Если с тобой подобное случалось или случится в будущем, знай, что это благоприятный знак: тело избавляется от всего того, что ты подавлял и прятал, когда гнев еще не находил себе выхода. Как правило, такой очистительный гнев влечет за собой недомогание с ощущением жара, как при лихорадке, когда температура тела поднимается, а затем выступает обильный пот. Все эти физиологические реакции являются знаками освобождения, разрешения конфликта.
В то же время внутреннее ощущение холода указывает, что в настоящее мгновение ты не даешь себе права пережить этот гнев и что внутри те6я еще существует определенная блокада. (Представление о тепле как признаке разрешения конфликта и холоде как признаке неразрешенного конфликта изложено в книге д-ра Райка Хеймера «Взгляд на новую медицину»)
Если ты переживаешь подавленный внутренний гнев и не находишь способа избавиться от него, обратись к кому-нибудь, кому ты доверяешь и кто даст тебе право высказать этот гнев не сдерживаясь. Поступив таким образом, ты будешь приятно удивлен тем, насколько у тебя усилился контакт со своей великой внутренней силой.
Воспринимая идею о том, что ты являешься полным хозяином собственной жизни, ты примешь и факт, что то же самое справедливо для любого человека, включая малышей и стариков. Эта мысль всегда будет помогать тебе лучше воспринимать выбор других людей. Даже если их выбор оказывается неудачным для них самих, если он становится источником проблем, несчастий, болезней или других страданий, ты примешь как факт, что этот выбор в итоге благотворно скажется на их духовном развитии.
Более того, каждое человеческое существо имеет власть выбирать хочет оно жить или умереть. Оно знает внутренне, когда приходит его час покинуть эту планету. Никто не обладает властью решать земную судьбу других людей, ибо никому ничто не принадлежит. Если ты обнаружишь в себе желание контролировать или направлять чью-то жизнь, напомни себе сразу же, что все твои дела и жесты суть отражения того, что происходит внутри тебя. Чем сильнее тебе хочется управлять жизнью других людей, тем меньше ты управляешь собственной. Для того чтобы осознать степень своей власти в собственной жизни, просто констатируй, как ты воспринимаешь поступки других людей.
Человека можно назвать «хозяином», или «мастером», если он постоянно стремится к совершенству в материальном мире и если все, что бы он ни предпринял, он делает, находясь в настоящем мгновении. Кроме того, он знает свои пределы. Когда он ошибается или его не удовлетворяет ход событий, он умеет не драматизировать ситуацию, а посмеяться над ней.
Мы можем видеть множество мастеров на Олимпийских Играх или других спортивных состязаниях высокого уровня; тут и мастера-акробаты, и мастера-пловцы, и мастера-лыжники — все они постоянно нацелены на совершенство. Они способны корректировать свои движения в течение долей секунды. Совершив оплошность, они могут сконцентрироваться, не паниковать и продолжать борьбу до последнего мгновения; короче говоря, они остаются хозяевами самих себя и хозяевами ситуации.
Мастер—это не безукоризненный в физическом плане человек, а, скорее, человек, полностью осознающий свою ответственность, независимо от того, что с ним может случиться.
Если ты хочешь стать самому себе хозяином и прекратить попытки контролировать себя и других, я советую хвалить себя почаще и делать тоже самое по отношению к другим людям; в конце концов, ты должен
понять, что каждый постоянно стремится делать лучшее, на что он способен. Сама по себе нацеленность на совершенство и постоянное стремление подняться чуть-чуть выше оказывают на тебя благотворное
воздействие.
Ежедневно задавай себе вопрос: «Все ли я сегодня сделал наилучшим образом?» Просматривая мысленно прошедший день, наблюдай различные события, из которых он состоял, и каждый раз спрашивай себя, сам ли ты диктовал себе свои действия или же позволил управлять собой своим чувствам — мыслям или окружающим тебя людям.
Если ты придешь к выводу, что фактически не был хозяином своей жизни, тебе надлежит только осознать и констатировать, что в данных обстоятельствах тебе трудно оставаться им. Дай себе право находиться на той стадии, где теперь находишься, и постепенно ты восстановишь господство над собой.
В заключение этой главы я предлагаю тебе отслеживать и записывать каждую вспышку гнева в течение ближайшей недели. Дай себе время, отключись от повседневных хлопот и выясни, что спровоцировало твой
гнев. Не жалей времени, особенно на то, чтобы понять, что твой гнев направлен преимущественно на тебя самого. Мы имеем обыкновение обвинять других, веруя, что они являются причиной нашего гнева, тогда как эта причина лежит в нас самих; гнев есть признак того, что мы уступили свою власть кому-то другому.
Не забывай о хорошей стороне своего гнева: вглядись в него — ты к восстанавливаешь контакт со своим внутренним могуществом и со своей способностью быть хозяином собственной жизни. Замечай и записывай обстоятельства, в которых тебе бывает трудно оставаться хозяином своей жизни, а также верования, которые управляют твоей жизнью в такие моменты.
Если ты обрушил свой гнев на другого человека, то очень важно потом попросить у него прощения, не забыв и о том, что во время вспышки ты не признавал за собой гнева. Скажи ему, наконец, что твой гнев был направлен против тебя самого, но что ты этого тогда не сознавал, искреннее извинение — почетное извинение.
Глава 18
Глава 19
Чем проще живет человек, тем он чувствительнее и тем более готов к восприятию
В заключение я скажу, что человек интеллигентный живет в своем настоящем
Глава 20
Созидание — источник счастья, радости и энергии.
Человек, который не творит свою жизнь, который носится с идеями и желаниями, но не переходит к действию, не может быть счастлив. Это справедливо и по отношению к другой крайности: человек, который все время бросается в работу, не давая себе времени проверить, продиктованы ли его действия его собственными желаниями, часто делает нечто противоположное тому, чего он действительно хочет. Такое поведение столь же неблагоприятно для этого человека, потому что жизнь его ж устраивается надлежащим образом.
Идеальная линия поведения — признать, что наша внутренняя женщина знает, что для нас благоприятно, а наш внутренний мужчина знает, как удовлетворить желание внутренней женщины. Со своей стороны, внутренняя женщина должна доверять логике внутреннего мужчины, когда он выбирает средства реализации этого желания.
Чем сильнее человек боится довериться мудрости этих двух начал, тем глубже пропасть роет он между ними, вместо того чтобы дать им слиться воедино. Такое разделение внутри человеческого существа порождает в нем массу эмоций, недомоганий и даже серьезных болезней.
На протяжении всей эпохи Рыб, около двух тысяч лет, заметно преобладало мужское начало: в поведении человеческих существ отчетливо подчеркивалось разделение двух начал. Типичная семья состояла из женщины, отвечающей за домашнее хозяйство и детей, и мужчины, который работал вне дома, добывая деньги, необходимые для выживания семьи. Таким образом, женщина доминировала на кухне, а мужчина — на работе.
Можно заметить также, что женщина длительное время старалась скрывать свою власть, чтобы не раздражать мужчину. Она проявляла эту власть окольными путями — например, в форме манипуляции. Да, женщина, становясь все более опытным манипулятором, обычно руководила мужчиной без его ведома. Это отнюдь не способствовало сближению двух начал в человеческом существе.
Как бы то ни было, с наступлением эры Водолея проявляется новый принцип организации нашей жизни, сущность которого заключается не и разделении, а в слиянии. Мы видим все больше молодых пар, жизнь которых строится на сотрудничестве. Оба, и мужчина, и женщина, несут ответственность за поддержание уровня жизни семьи, оба вместе занимаются и домом, и детьми. Такое поведение все больше сближает и объединяет их.
Все чаще можно встретить женщин, избравших традиционно мужскую профессию, равно как и мужчин, которые занимают должности, ранее считавшиеся женскими. Эти факты явно указывают на то, что мы ориентируемся на энергию слияния.
Для того чтобы помочь тебе определить, какое из своих начал ты больше принимаешь, я предлагаю ниже типичные случаи их соотношения.
Мужчина, который больше принимает свое мужское начало и меньше — женское:
• очень высокого мнения о себе
• не слушает ни своей интуиции, ни интуиции других людей
• погружен в свой интеллект, в суждения
• переходит к действиям, но действует не всегда в соответствии со своими потребностями и желаниями
• его личное удовольствие для него значит больше, чем удовольствие других людей, особенно женщин
• женщина, которая пытается контролировать его, сильно его раздражает
• его отношения с мужчинами складываются лучшим образом, поскольку к мужчинам он более толерантен и лучше понимает их
• чаще притягивает к себе женщину, которая не принимает свое женское начало и, таким образом, отражает его собственное отношение к внутренней женщине.
Женщина, которая больше принимает свое женское начало и меньше — мужское:
• высокого мнения о себе
• обладает сильной интуицией и любит проявлять свои желания сразу же
• когда переходит к действиям, то чаще всего слишком быстро; она не хочет давать возможности своему внутреннему мужчине решать, как и когда переходить к действиям
• испытывает потребность управлять мужчинами в своей жизни; невысоко ценит их и не склонна им доверять
• легко позволяет себе раздражаться при общении с мужчиной, который желает ее контролировать
• ее личное удовольствие для нее значит больше, чем удовольствие других, особенно мужчин
• у нее лучшим образом складываются отношения с женщинами ее окружения: она более толерантна к ним и больше им доверяет
• чаще привлекает супруга, который не принимает свое мужское начало и, таким образом, отражает ее собственное отношение к внутреннему мужчине.
Мужчина, который больше принимает свое женское начали и меньше—мужское:
• невысокого мнения о самом себе
• в контакте со своими потребностями и желаниями, но не считает себя заслуживающим удовольствия; доставляет себе удовольствие при условии, что доставит его и другому, особенно женщине
• испытывает потребность, чтобы в момент перехода к действиям им руководили и над ним доминировали женщины
• испытывает большое удовольствие и удовлетворение, когда доставляет удовольствие женщинам
• отношения с мужчинами складываются хуже, чем с женщинами; сопротивляется власти мужчин и не склонен им доверять
• его привлекают женщины, которые меньше принимают свое мужское начало и невысоко ценят мужчин: такие женщины отражают его отношение к самому себе.
Женщина, которая больше принимает свое мужское начало и меньше — женское:
• очень невысокого мнения о самой себе
• переходит к действию обычно по желанию других; считает, что не заслуживает того, чтобы доставить себе удовольствие, поскольку важнее доставлять удовольствие другим, особенно мужчинам
• испытывает потребность в том, чтобы мужчины доминировали над нею и управляли ею
• очень зависима от мужчин в вопросах о том, что для нее хорошо, а что плохо
• в супружеских отношениях ведет себя преимущественно пассивно
• отношения с женщинами складываются хуже, чем с мужчинами; склонна не доверять женщинам
• в качестве супруга обычно привлекает к себе мужчину деспотического характера, который не принимает свое женское начало; он представляет для нее отражение ее собственного отношения к себе.
Как ты можешь убедиться, ознакомившись с этими типовыми портретами, каждого из нас в супружеской жизни обычно привлекает такой партнер, который с трудом принимает то же начало, что и мы.
Супруги, которые не принимают в себе одно и то же начало, во многом несхожи между собой, поскольку каждый проецирует на другого отражение собственного неприятия.
С другой стороны, у них более высокие шансы долго жить вместе, так как в глубине души каждый знает, пусть даже бессознательно, что им обоим нужно научиться принимать одно и то же начало.
Несомненно, что мужчина, которому трудно принять свое женское начало и который становится деспотом, попытается изменить поведение своей жены. Он будет говорить ей: «Когда ты уже научишься решать и действовать, а не ожидать?» Он стремится изменить ее, потому что ему хочется изменить свою внутреннюю женщину. То есть он делает не что иное, как проявляет то, чего не принимает в себе.
Аналогичная ситуация складывается в той паре, где доминирует женщина. Она требует от него: «Когда ты уже сам начнешь что-то решать, а не только моим умом жить?» Та ее часть, которую она в себе не принимает, представлена поведением ее мужа.
Лично у меня самые большие трудности были с принятием моего мужского начала. Я осознала это тогда, когда поняла, что мой муж — это просто мое зеркало. После этого я смогла принять себя с моим желанием доминировать и управлять мужем. Я поняла, что пока он не научится принимать свое мужское начало, он будет нуждаться в моем управлении; со своей стороны, я буду стремиться управлять до тех пор, пока не завершу процесс такого же внутреннего принятия.
Это принятие совершилось очень мягко в тот самый момент, когда я осознала разницу между «управлять» и «доминировать». Управлять означает определять направление решений, принимаемых супружеской парой. Доминировать означает следить за тем, чтобы твои личные решения выполнялись любой ценой, даже если партнер не согласен. В настоящее время мой темперамент все еще побуждает меня управлять; правда, когда мой муж осмеливается сообщить мне о своем несогласии, я больше не пытаюсь им манипулировать и подталкивать к угодному мне решению.
Благодаря такому подходу, муж уже учится принимать решения, а я учусь больше доверять мужчине. Я научилась быть ему признательной за то, что он позволяет управлять собой; таким образом мне становится легче принимать и его, и моего внутреннего мужчину. И теперь, когда мы с Жаком оба осознали, что живем вместе для того, чтобы каждый научился лучше принимать свое мужское начало, наши отношения только укрепляются.
Некоторые личности не принимают ни свое мужское, ни свое женское начало, то есть отвергают себя совершенно. Вследствие этого их жизнь оказывается намного труднее, чем у большинства людей. То их привлекает партнер-деспот, то пассивный супруг, позволяющий им доминировать; они и сами то доминируют, то становятся пассивными. Если ты принадлежишь к этой категории людей, тебе нужно учиться принимать в себе оба начала, которые ты отвергаешь.
Случается также, что супружескую пару образуют двое людей, отвергающих различные начала. Возьмем, к примеру, мужчину, который отвергает свою внутреннюю женщину, и женщину, которая отвергает свое мужское начало. Их супружеские отношения неустойчивы и изобилуют требованиями, поэтому существуют они, как правило, недолго. Ни один из супругов не желает терпеть доминирование другого, каждый из них постоянно настороже, готовый дать отпор другому. Вести такую жизнь становится вскоре невмоготу обоим.
Тот из супругов, кто больше склонен к пассивности и позволяет другому доминировать, часто испытывает потребность в более яркой сексуальности. Будучи ограничен в своем творчестве, поскольку редко принимает решения, он стремится доминировать в сексуальной жизни. Тому, кто хочет доминировать, так как боится, что доминировать будет другой, часто кажется, что партнер его «использует» в сексуальных отношениях; в результате сексуальные желания у него проявляются значительно меньше, чем у партнера. Вот и еще один повод серьезно заняться гармонизацией обоих начал в себе. По мере того как мужское и женское начала научаются уважать и принимать друг друга, сексуальная жизнь супружеской пары заметно улучшается.
Можно, таким образом, сделать заключение, что чем меньше человек принимает начало своего пола, тем больше он склонен к пассивности и тем больше позволяет другим доминировать или управлять собой; кроме того, ему трудно принимать решения и переходить к действиям. Чем меньше принимает человек свое начало противоположного пола, тем невыносимее сделает он жизнь существа противоположного пола. Он стремится полностью над ним доминировать и не желает доставлять ему удовольствие; если же и доставляет — что бывает крайне редко, — то только при условии какой-то выгоды для себя. Так же он относите себе самому.
Пришло время всем нам осознать это неприятие, ибо именно оно мешает нам переходить к действиям и творить нашу жизнь. Формировать собственную жизнь — это не значит творить ради того, чтобы доставить удовольствие другим, чтобы избежать страха, чтобы быть любимым или чтобы быть как все; это значит творить в соответствии с нашими истинными потребностями, в соответствии с нашим внутренним голосом.
Если тебе трудно принять женское начало в себе, то такое состояние прямо связано с тем, как ты принимал твою первую женскую модель - мать или того, кто выполнял ее роль в твоем детстве. Если же ты отвергаешь свое мужское начало, значит, у тебя остаются твои проблемы с отцом.
За двенадцать лет преподавательской работы в центре «Слушай Свое Тело» я убедилась, что обычно того родителя, которого, как нам казалось, мы принимаем больше, на самом деле мы принимаем меньше. Объяснение этому довольно простое: мы не даем себе права забывать родителя, которого вроде бы больше любим. Мы постоянно ищем случая подчеркнуть, выпятить его качества.
И только после более тщательного внутреннего поиска мы обнаруживаем, что осуждали и этого родителя в результате некоторых разочарований еще в детстве. Это вполне нормально, когда ребенок, разочарованный в своем отце, чувствует дискомфорт: образ отца не соответствует его мужскому идеалу и другим мужским образам.
Когда ты осознаешь, что в тебе принято больше и что меньше, тебе станет легче завершить процесс приятия твоих родителей, а также твоего внутреннего мужчины (или женщины). Этот процесс может только улучшить твои отношения с лицами твоего пола, да и противоположного тоже.
Чем сильнее любовь между мужчиной и женщиной внутри тебя, тем крепче твой контакт с внутренним БОГОМ. Когда любовь и приятие приходят на смену поискам разделения, контроля и доминирования над другим, то раскрытие и сближение происходят автоматически. И тогда твое женское начало оказывается в контакте с интуицией твоего существа, а мужское — с интеллигентностью твоего существа.
Когда твой внутренний БОГ на замке, то твои желания не согласованы с твоими
Глава 21
Чтобы обрести полное и завершенное духовное видение своей жизни, ты должен научиться чувствовать себя свободно в материальном мире, но не связывать себя
Пример гусеницы, которая становится бабочкой, хорошо иллюстрирует восстановление нашего контакта с нашей сущностью, с тем, что мы есть в действительности.
Для меня гусеница является символом человеческого существа, которое денно и нощно пресмыкается перед своим интеллектом и прислушивается только к своим верованиям. Бабочка, образовавшаяся из гусеницы, символизирует того же человека, но обретшего расширенное сознание. Теперь она летает выше всего, и ей открылся общий вид, совсем не такой, как был раньше. Только вообрази себе, насколько бабочка свободнее гусеницы! Ей ничего не составляет перелететь с места на место, а не ползти целый день, как было раньше. То же самое насекомое, но как оно преобразилось!
Подобное преображение переживешь и ты, когда осознаешь свой духовный мир. С того мгновения, когда ты «станешь бабочкой», все будет разворачиваться с огромной скоростью. За несколько недель осознания ты совершишь такую эволюцию, на которую тому, кто остался на уровне сознания гусеницы, потребуется столетие.
Когда ты обретешь духовное видение жизни, твое восприятие времени и пространства изменится. Чем сильнее ты «врос» в материальный мир, тем более ограниченными тебе кажутся пространство и время; духовное же видение мира раздвигает эти границы.
Не забывай также, что психический, то есть астральный, мир образует часть материального плана. Многие люди считают себя более духовными, чем другие, лишь на том основании, что развили в себе дар видения или способны играть роль медиума. Духовный мир находится выше мира психического. Эмоциональные и ментальные тела состоят из астральной субстанции, так что личности, способные на контакт с астральными сущностями или энергиями, осуществляют этот контакт через фильтры их эмоциональных и ментальных тел; в духовной реальности все происходит совершенно по-другому.
Поэтому я тебе рекомендую быть осторожным, если ты решишься на консультацию у медиума, у видящего или у ясновидца, в надежде получить ответы или рекомендации относительно твоих личных проблем. Такого рода лица, если они не обрели духовного видения жизни, находятся под прямым влиянием ограниченного мира астрала и поэтому не способны подключиться к потребностям твоего существа. Они не могут знать, что для тебя важно в твоем материальном мире, и их заключения будут еще больше искажены твоими желаниями и сожалениями, осознанными и бессознательными.
У них не больше силы, чем у тебя самого. Доверься своей внутренней мудрости и не переставай прислушиваться к тихому внутреннему голосу, который знает твои истинные потребности. Он выразит себя через твою интуицию. Будь внимателен к своим первым идеям и впечатлениям: это поможет тебе оставаться уравновешенным и ориентированным на собственный духовный мир.
В настоящее время твой дух заключен в твои тела — ментальное, эмоциональное и физическое; и так будет до тех пор, пока ты испытываешь земные желания и сожаления. После смерти физического тела ты присоединишься к астральному миру, миру души, который называется также адом, чистилищем и раем согласно нашим иудео-христианским традициям. Длительность твоего пребывания в этом мире будет зависеть от уровня твоего сознания, а также от твоих дел и слов на планете Земля.
Когда в тебе исчезнет всякая форма желания, то есть когда ты полностью отделишься от твоих ментального и эмоционального тел, ты сможешь в дальнейшем сознательно продолжить свое развитие в духовном мире.
Рискуя повториться, подчеркну, что «Быть БОГОМ» означает осознавать, что ты есть духовное существо, воплощенное в материю. Твой единственный смысл пребывания на этой планете — снова осознан, свою духовную природу через переживание различных опытов в материальном мире. Столь же важно отказаться от верования, будто ты состоишь только из физического, эмоционального и ментального тел. Твое чувство удаленности от БОГА рождается из этого ошибочного верования; чем выше твое осознание, тем полнее твое единение с БОГОМ.
Иллюзия раздельности исчезает с осознанием и с практикой безусловной любви.
Почему не принять решение с сего дня восстановить контакт со своей личной силой, со своей великой внутренней мощью? Не позволяй больше манипулировать тобой иллюзиям материального мира. Но и не злись на свое тело и на материальный мир за то, что они установили контроль над тобой. Просто признай, что ты уступил им часть своей власти из-за недостатка осознания с твоей стороны, и скажи себе, что отныне ты принимаешь решение восстановить свою власть! И тогда ты снова станешь хозяином своей жизни, как в том примере, когда настоящий хозяин снова вступил во владение своим дворцом.
В заключение этой главы я предлагаю тебе дать себе время на раздумье, чтобы определить, кем ты хочешь БЫТЬ в этой жизни, чтобы быть счастливым. Если бы обстоятельства сложились так, что все твои желания могли быть удовлетворены, что было бы самым важным компонентом твоего счастья? Задай себе этот вопрос и зафиксируй в уме, кем ты хочешь быть, а не что ты пытаешься делать или желаешь иметь. Каким бы ни был спонтанный ответ, оставайся в контакте с этим посланием твоей интуиции.
Вдругой раз дай себе право быть тем, кем ты есть сегодня, так как, сосредоточившись на том, кем ты хочешь быть, ты забудешь свое настоящее время. Зная смысл своего бытия, зная, что ты есть БОГ, переживающий опыт бытия в материи, ты автоматически станешь предпочитать действия, которые окажутся для тебя благотворными. Они принесут тебе «иметь», принесут все, в чем ты нуждаешься, даже без забот с твоей стороны.
Не забывай прежде всего уважать и почитать себя такого, какой ты есть. И дальше действуй исходя из того, кто ты есть, и тогда ты с удовольствием констатируешь, что получаешь все, что тебе нужно на уровне «иметь», чтобы позволить себе и дальше переживать опыт бытия духовным существом, воплощенным в материю.
Любить — значит уважать собственное пространство и пространство других, то есть давать себе право иметь потребности и желания, ограничения и страхи, даже когда до конца не понимаешь или не согласен с тем, что преподносит тебе жизнь в каждое мгновение. Любить — это также давать ради удовольствия давать.
Это определение прямо противоречит тому, которое принято большинством из нас: любить — значит хотеть быть любимым. Но такая любовь порабощает. Она требует ограничения твоего пространства и пространства других, она хочет управлять, изменять, контролировать. Так любить означает вынашивать ожидания (и от себя, и от других), а также принимать решения, не удостоверившись заранее, что они соответствуют твоим или чьим-то еще желаниям. Короче говоря, хотеть быть любимым означает давать, рассчитывая получать. Это любовь условная, нам ее привили в детстве, и с тех пор мы ее и практикуем, обрекая себя на бесконечные эмоции и болезни. Так вот: у тебя всегда есть выбор между любовью и желанием быть любимым! Поскольку последнее основано на страхе, то оно отдаляет тебя от твоего внутренне го БОГА. А любить воистину — это свет, необходимый для того, чтобы мы вновь увидели: все, что живет, есть БОГ в его всемогуществе!
Если тебя смущает утверждение «я есть БОГ», то я повторю фразу из моей автобиографической книги, озаглавленной «Я—БОГ!». Для меня утверждение «Я есть БОГ» звучит кощунственно только в том случае, если я отказываюсь принять, что все живущее тоже имеет право утверждать:
Я есть БОГ!