МЕНТАЦИЯ

Перед тем как рассмотреть значение этого понятия, позволю себе некоторое отступление.

Наш бесшабашный язык, способный на различного рода компромиссы и уловки, благодаря обилию суффик­сов, позволяет нам изобретать красивые неологизмы, не выходя за рамки приличий. Один из таких щедрых по­дарков — суффиксция. Вовремя внедренный в модное слово, он помогает произвести впечатление броской точ­ности и в то же время — многозначительности. Более того, такое слово, теряя значение, обретает значимость. Недаром фикция заканчивается этим самым суффиксом.

Итак — ментация. Ментальный — значит умствен­ный. В более широком понятии—идейный. Сейчас чрез­вычайно популярным занятием стало говорить о ментальности, менталитете от отдельных индивидуумов до целых народов. Мне, признаюсь, к стыду своему, плохо представляется, что же такое ментальность. Я лично скло­нен использовать в употреблении прямое значение это­го понятия, идущее от латинских корней, и восприни­мать его как термин, выражающий процессы мыслитель­ной сферы. Тогда при подобном подходе слово «мента­ция» лишается своего фиктивного оттенка и занимает свое место. Обозначает оно в таком случае способность мысли обретать статус материального субстрата и кон­центрацию сознания на подобной точке восприятия.

Любую мысль можно абстрагировать от себя и представить ее существующей в пространстве и времени как независимую категорию. Можно эту самую мысль вообразить на расстоянии вытянутой руки или в любом другом локусе пространства, напри­мер — зависшей над головой на высоте нескольких метров. Подобный процесс я определяю как ментацию.