СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ

Вы уже определили свой основной канал восприятия. Это дает вам возможность усилить его деятельность.

Выполним первое упражнение. Находясь в том мес­те, в той ситуации и в том положении, когда вы читаете эти строки, отвлекитесь на некоторое время и начните очень внимательно изучать окружающую обстановку, используя свой основной сенсорный канал. Если вы при­надлежите к визуальному типу, то всматривайтесь в каж­дую деталь, скользя от предмета к предмету, наподобие замедленного и плавного движения кинокамеры, как в фильмах Тарковского. Вообразите себе: «Мой глаз — камера». Тщательно фиксируйте все, что окажется в поле вашего зрения. Улавливайте новые соотношения, нео­жиданные ракурсы. Микроскопируйте объекты, пытай­тесь уловить их «вибрации», каждую мелочь. Подумай

те о том, что вы режиссер, снимающий фильм о жизни пространства. Через некоторое время подобного тренин­га вы научитесь подсматривать такие стороны мира, которые тщательно спрятаны от обычного взгляда. Вам откроется магическая реальность, вы окажетесь способ­ными улавливать таинственные грани и фиксировать тончайшие превращения. Вы наработаете видение.

Чтобы не рассеиваться в подобных описаниях, сформируем обобщенный алгоритм — некий рычаг, манипулируя с которым, вы быстро усвоите предла­гаемый метод работы с Реальностью. Следующая схе­ма послужит сам рабочим инструментом.

Каналы Принцип восприятия Формула осознавания
Визуальный В-сматривания «Я — режиссер. Мой глаз — камера».
Аудиальный В-слушивание «Я — композитор. Я слышу музыку мира».
Кинесте­тический В-чувствование «Я — сенсорная система. Мое тело — тончайший сенсорный приемник.»
Осмический В-нюхивание «Я — парфюмер. Нет плохих или хороших запахов. Я познаю мир по самому сокровенному — по запаху.»
Вкусовой В-едание (звучит стран­но, но в практическом смысле удобно) «Я — дегустатор. Все в мире имеет вкус, и ни один нюанс вкуса не скроется от меня».

 

Общая форма психической деятельности — актив­ное восприятие.

Принцип восприятия — действие с приставкой в (т. е. проникновение в...).

Из таблицы видно, что на каком бы вы канале ни работали, вы — исследователь и творец. Этот процесс мы определим как включение. Ведь каждый из нас, практикуя подобное, включается во взаимодействие с тончайшими материями мира.

Включение всегда происходит через ваш основной канал.

Следующий шаг — переключение.

Он означает, что после того, как вы максимизиро­вали свою главную систему восприятия, вы направля­ете поток внимания на следующий канал, который вам покажется наиболее характерным для вашего воспри­ятия после основного.

К примеру, если вы визуалист и вам кажется, что после зрения вы предпочитаете использовать слухо­вые впечатления, начинайте «озвучивать» свой фильм. Затем перейдите к кинестетическому каналу.

Постолько поскольку основная часть людей рабо­тает предпочтительно на трех системах восприятия — визуальной, аудиальной, кинестетической, то основ­ное внимание мы уделим этим трем каналам.

Даже если нас назойливо преследует запах осенне­го леса, скорее всего, вы — кинестетик. Так как обо­няние (и вкус) по сути своей является ощущением те­лесным. Поэтому мы можем обобщить кинестетичес­кую (телесно-мышечную) ориентацию, обонятельную ориентацию и вкусовую в один — сенсорный или сен­сорно-кинестетический тип.

Таким образом, в практике переключения мы име­ем следующие варианты (в зависимости от последова­тельности предпочитаемых дополнительных каналов).

При основной визуальной ориентации: