СИНЕСТЕЗИЯ

Как только вы овладеете вспышками, вам никакого труда не составит выработать у себя синестетическое восприятие. Так как подобные вспышки восприятия уже представляют собой по существу форму синестезии. И тем не менее при работе с этим элементом вам понадо­бится овладение специфическими навыками.

Начнем с наиболее простых вариантов.

Возьмите семь ярко и интенсивно раскрашенных листов картона или бумаги так, чтобы каждый лист был окрашен в один цвет спектра. Вы получите соот­ветствующий набор: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Затем концентрируйтесь на каждом цвете, погло­щайте его и при этом отмечайте, какие изменения в ваших ощущениях происходят. Полученные результа­ты занесите в таблицу соответствий:

Цвет Ощущения

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Таким образом вы получите визуально-кинестети­ческую ассоциацию.

Здесь следует отметить, что в данном случае весь про­цесс происходит отнюдь не за счет игры воображения, а имеет под собой физиологическую основу—факт, отме­ченный в свое время знаменитым Максом Люшером в фундаментальном труде по психологии цвета. Тем не ме­нее у вас могут возникнуть свои субъективные ассоциа­ции и ни в коем случае не пытайтесь ориентировать их на стандарты, которые могут отличаться от ваших данных. Все, что вы делаете—делаете для себя, а не для развития мирового общественного мнения; после того как вы сде­лали этот шаг, поменяйте последовательность процессов.

Теперь фиксируйтесь на своих ощущениях и попро­буйте вызвать цветовые аналогии. Например, испыты­вая тепло, позвольте ему окраситься.

Составьте таблицу, аналогичную первой, и вы по­лучите кинесто-визуальную ассоциацию.

Помните, что кинестетика подразумевает также обонятельные и вкусовые ощущения. (Один мой па­циент, когда смотрел на темно-бордовый цвет, испы­тывал обильное слюноотделение.) Иными словами, мы можем говорить о визуально-сенсорной и сенсорно-визуальной ассоциации.

Теперь, аналогично предыдущим, постройте визу-ально-аудиальные и аудиовизуальные ряды. Для это­го вам придется несколько изменить свои маневры, впрочем, в сторону упрощения.

Не меняя спектральной последовательности цветов, постройте ей параллельную музыкальную гамму:

Красный — До

Оранжевый — Ре

Желтый — Ми

Зеленый — Фа

Голубой — Соль

Синий — Ля

Фиолетовый — Си

В работе с этой формой ассоциации желателен му­зыкальный инструмент или магнитофон, на котором вы бы могли записать звуки, или, по крайней мере, свой собственный музыкальный слух, но, разумеется, с полной гарантией того, что он у вас есть.

Прослушивая каждую ноту, интенсивно концент­рируйтесь на параллельном ей цвете. Делайте это до тех пор, пока звуки сами, без вашего волевого учас­тия и напряжения не начнут окрашиваться и, наобо­рот,— краски, созерцаемые вами, должны зазвучать свободно, естественно и без малейших усилий вооб­ражения.

Теперь объедините ваши навыки в единый акт вос­приятия, и вы получите объемную визуально-сенсор-но-аудиальную ассоциацию, или объемную синестезию.

В данном случае понятие объема сформулировано по аналогии с пространственной организацией, где одно- или двухмерные соотношения позволяют говорить о линей­ных или плоскостных структурах, в то время как трех­мерное построение принадлежит качеству объемности.

Если мы договоримся, что один сенсорный канал представляет собой одно психологическое измерение, то условно уровни восприятия можно сопоставить с системой измерений пространства.

Восприятие преимущественно на одном канале — 1-мерное — линейное,

Одновременное и ассоциированное восприятие на двух каналах — 2-мерная — плоскостная синестезия,

Одновременное и ассоциированное восприятие на трех каналах — 3-мерная — объемная синестезия.

Не берусь судить, насколько естественными или надуманными являются эти сопоставления, но в прак­тическом плане они довольно удобны.

Подытожим нашу работу в области синестетического восприятия:

1-й шаг: Визуально—сенсорная ассоциация

2-й шаг: Сенсорно—визуальная ассоциация

3-й шаг: Визуально—аудиальная ассоциация

4-й шаг: Аудиально—визуальная ассоциация

5-й шаг: Интеграция и объемная синестезия.