СЕНСОРИАЛИЗАЦИЯ

Важно понять, что та система тренинга, которой мы занимаемся, не есть механическая сумма элемен­тов, но является именно синтезом. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу, как следует овладей­те предыдущим. Если вы не выполняете это условие, вы лишаете смысла свою работу.

Сенсориализация закономерно вытекает из навы­ков работы с каналами и синестетическим восприяти­ем. Уверенность в том, что вы достаточно хорошо вла­деете этими приемами, поможет вам весьма эффектив­но освоить новый творческий процесс. Приступая к сенсориализации, предположим, что вы готовы к дан­ной работе, тем более, что она будет совершаться уже на качественно ином уровне. Вам не понадобятся ни раскрашенные картонки, ни гаммы, и в то же время материала у вас окажется предостаточно, так как ма­териалом послужит сама Жизнь.

Для начала перечитайте свое любимое литератур­ное произведение, но теперь уже делайте это иным спо­собом. Осознайте, что вы не просто читатель, а — со­участник автора, соавтор и занимаетесь сотворче­ством. Ведь всякий раз, когда книга читается,— она пишется заново. Поэтому нет раз и навсегда написан­ной, законченной книги.

Итак, вы — соавтор и вы даете жизнь персонажам. Герои начинают действовать и говорить именно бла­годаря вашему участию. Но и вы оживаете, обретаете новый статус бытия через своих героев,— происходит обратная связь, без которой немыслимо никакое твор­чество. Вы оживаете, так как вживаетесь. А теперь, вживаясь — переживите вместе с вашим персонажем то, что он чувствует в данный момент. Забудьте свое «Я», свои сомнения, свои комплексы. Вы в данный момент — это он или она, то есть, в конечном итоге, вы — именно вы. Помните, у Флобера: «Госпожа Бовари — это я»?

Что бы ни испытывал ваш герой — плакал или смеялся, страдал или радовался, мечтал или тосковал, любил или боялся — все это испытайте и вы, причем с такой силой, что если вы плачете, то плачете, а не раз­мазываете слюни по щекам, если смеетесь — то имен­но смеетесь, а не выдавливаете из себя искусственные судорогоподобные покашливания. Боль должна выз­вать не сочувственное: «Ах, бедняжка, как ему плохо!», а боль. Не бойтесь страдать. Если вы переживете ис­тинный и искренний страх — не «подделку под кош­мар»,— ваша личность не станет беднее. Ибо челове­ку необходим и отрицательный опыт. Несчастен не тот, кто испытывает страх, а тот, кто боится его испы­тать, не тот, кто страдает, а тот, кто боится страдать. Разумеется, я не призываю к мазохистским самоистя­заниям. Напротив, цель всей нашей работы — дости­жение гармонии и внутреннего комфорта. Но каждо­му из нас необходим интенсивный опыт переживаний, причем самых разнообразных.

Не опасайтесь каких-либо нежелательных послед­ствий ваших экспериментов. Ведь Флобер не отравился по-настоящему. Да и ни один писатель еще не умер от того, что пережил жизнь со своими созданиями.

Подобная практика обогатит вас и духовно, и ду­шевно, и ментально. Когда вы научитесь читать кни­ги, начните «читать» людей. Никогда никого не слу­шайте формально — лучше вообще не слушайте, если вам неинтересно. Не следует изображать на своем лице подобие вдумчивого понимания и вежливо поддаки­вать головой. Проявляйте искренний интерес к людям — разумеется, к тем, кто вам действительно интере­сен. Не насилуйте себя и не общайтесь с человеком, к которому вы не питаете никаких чувств. Тогда вы нач­нете слушать по-настоящему. Исповедуйте тот же принцип — будьте соучастником, только уже не кни­ги, а реальной истории, которую вам рассказывает реальный собеседник. Co-переживая с ним, вы твори­те себя. Если он вспоминает, как один на один встре­тился с волком в зимнем лесу, вы должны ощутить горячее звериное дыхание и свое учащенное сердце­биение. Вы должны — Увидеть, Услышать, Ощутить — Пережить.

Как можно больше и активнее слушайте, наблюдай­те, впитывайте. И вы в какой-то момент обнаружите, что способны читать, не имея текста. Это произойдет легко, естественно, непринужденно. Просто однажды, встретившись с человеком, вы «прочтете» его, хотя он при этом может не произнести ни слова. Если это ока­жется незнакомец, вы в считанные секунды поймете, что он из себя представляет и как с ним следует себя вести, если с ним вообще следует как-нибудь вести. (Не бой­тесь избегать людей, которые вам неприятны. Ведь вы свободны в выборе. Каждый из нас по сути дела нико­му и ничем не обязан, кроме тех случаев, разумеется, когда мы чем-то друг другу обязаны. Но это уже дру­гой разговор — ведь так или иначе, но почти все обяза­тельства мы берем на себя добровольно.)

Вы окажетесь настолько чуткой воспринимающей системой, что окружающие начнут вам приписывать мистическую интуицию или еще какие-нибудь выда­ющиеся заслуги. А в принципе вы разовьете в себе здо­ровую, нормальную экстрасенсорность. Я подчерки­ваю — нормальную и здоровую, без домыслов и по­пулярных ныне профанации.

В качестве итога мы не будем подсчитывать шаги, ибо сенсориализация — это больше полет, но, обоб­щая, все-таки отметим основные психические принци­пы, которыми следует пользоваться в этой работе:

В-живание — Пере-живание — Co-творчество — Творчество.