ИМАГИНАЦИЯ

После того как вы проработали и усвоили преды­дущие приемы психосенсорного синтеза, имагинацией вы овладеете за несколько минут — гораздо быст­рее, чем я напишу эти строки.

К окончанию этой страницы вы будете ею владеть с той же свободой, с какой вы читаете или принимаете пищу, несмотря на то, что имагинация представляет собой один из изощреннейших элементов психическо­го тренинга, ведь, как вы помните, она представляет собой «материализацию» в внедрение в окружающую среду образов, созданных воображением. Создайте об­раз. Любой. Прямо сейчас. Выберите себе формулу осознавания: «Я писатель. Я творю образ». Как можно ярче визуализируйте его и придайте ему трехмерность. А за­тем... выпустите из свой головы. Пусть он живет сам по себе. Вы ему дали существование, дайте и свободу.

Понаблюдайте за детьми — этими истинными ма­стерами имагинации. Они буквально заселяют про­странство своими персонажами и живут среди них, и гораздо эффективнее, чем мы, взрослые, но не повзрос­левшие, осваивают мир.

Однако обратите внимание на существующую тон­кость, которая проводит отличие между игрой вооб­ражения и имагинацией. Разница проходит на уровне осознания. В первом случае продукты вашей фанта­зии были и остаются фантомами, призраками. Во вто­ром — созданное воображением, обретает жизнь не­воображаемую. Вы можете, если захотите, установить мысленное общение со своим персонажем и даже по­лучать от него интересующую вас информацию. И в этом нет ничего потустороннего, ирреального, мисти­ческого. Все дело в том, что любой спонтанный, не­произвольный образ есть результат деятельности на­шего подсознания. Вы легко в этом убедитесь, если вспомните знаменитое Фрейда: «Сон — это царство бессознательного». С другой стороны, сон — это цар­ство образов. И, тем не менее, несмотря на нереаль­ность происходящего, чувства вы испытываете самые реальные. А это значит, что «нереальность» сновиде­ния является таковой только в кавычках. На самом деле — это самая что ни на есть реальная реальность, несерьезное отношение к которой по крайней мере не­серьезно. Иными словами, сон можно обозначить как царство имагинации, или, выражаясь языком Голосовкера,— как Имагинативный Абсолют.

Но вернемся к нашей информации. Как известно, основной источник ее находится в подсознании. И эту информацию можно утилизировать двумя способами. Первый заключается в работе со сновидениями, во время которой происходит дешифровка символов и тем самым обнаружение скрытого смысла того сооб­щения, которое нам пытаются передать более глубо­кие отделы психики. Второй осуществляется посред­ством попыток к прямому контакту с подсознанием, для чего мы прибегаем к различным гипнотическим методикам или другим способам наведения транса. Но, не умаляя достоинства классических подходов, нам ничто не мешает все это сделать более мягким спосо­бом (при котором, кстати, сопротивление минималь­но) — войти в контакт с подсознанием — войдя в кон­такт с образом. Во всяком случае, подобный ход мне кажется вполне логичным, что подтверждает и прак­тика.

Таким образом, ваше мысленное общение с вашим имагинатом отнюдь не является возможным сюжетом для готического романа. В крайнем случае ничто не мешает вам все это воспринимать как игру. Но даже если вы осознаете подобный процесс как игровой, все равно понаблюдайте за результатами. Они вас не ра­зочаруют.