ЯЗЫК ТЕЛА И ЖЕСТОВ

 

Существует известный афоризм, принадлежащий Вольтеру: «Язык имеет большое значение еще и пото­му, что с его помощью мы можем прятать свои мыс­ли». Схожую мысль высказал и «король дипломатов» Уильям Гладстон: «Слова придуманы для того, что­бы люди могли друг другу лгать».

Практически каждый из нас разговаривает на двух языках с самого детства, один из которых осознается и конструируется как речь, в то время как другой, полно­стью принадлежа Бессознательному, способен передать наши скрытые побуждения и мотивы. В данном разде­ле мы постараемся в концентрированной форме овла­деть знанием этого второго языка — языка тела и на­учиться эффективно использовать новое знание.

Умные люди всегда придавали жесту огромное зна­чение, полагая, что он способен незаметным образом оказывать весьма заметное влияние. Каждое движение можно расшифровать и свободно прочитать тайное послание нашего собеседника, которое он может са­мым тщательным образом от нас скрывать.

Даже если мы тщательно продумаем самую изощрен­ную ложь, наши непроизвольные жесты выдадут нас. В то же время, зная значение каждого жеста и сознательно используя его, мы может сигнализировать подсознанию партнера о наших намерениях и тем самым оказывать на него скрытое воздействие, что позволит нам иметь лишний козырь для овладения ситуацией.

Подобно тому, как изучение любого языка невозмож­но без словаря, полагаю, что наиболее осмысленной фор­мой постижения языка жестов было бы составление по­добия краткого справочника, где вы без всякого для себя труда сможете найти определенные соответствия.

В основу словаря положен принцип психофизичес­кого параллелизма или аналоговый принцип, который заключается в том, что психическое отражается в физическом и наоборот — физические изменения вле­кут за собой психические движения.

Аналоговый принцип универсален и является эф­фективной моделью, позволяющей точно определять и квалифицировать тончайшие нюансы в поведении человека.

Для того, чтобы восприятие кинесики (науки, изу­чающей отражение поведения человека в его внешних проявлениях) было максимально удобным, примем за аксиому следующее положение: «Характер человека — это его жесты».