ТЕМА №6 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ.

Занятие 1

Исследование восприятия и воспроизведения звуко-высотных отношений и музыкальных мелодий.

Слухо-моторные координации - простейшие по своему характеру двигательные акты, афферентирующиеся со слуха, имеющие четкую серийную организацию, как бы представляющие собой «расчлененные во времени двигательные мелодии».

Пробы, направленные на изучение слухо-моторных координации, можно раз­делить на 2 серии:

А) Пробы, направленные на исследование восприятия и воспроизведения зву­ко-высотных соотношений и музыкальных мелодий.

Б) Пробы, направленные на исследование восприятия и воспроизведение рит­мических структур.

А. Исследование восприятия и воспроизведения звуко-высотных соотношений и музыкальных мелодий - важный раздел изучения патологии височных и премоторных отделов коры, а при некоторых дефектах (например, правой височной извилины), - практически единственный симптом нарушения сложных корковых функций.

1. Исследование должно начинаться с простых проб, когда больному предлага­ется оценить высоту двух пропеваемых (или даваемых с помощью аудиометра) зву­ков, причем их относительная разница должна быть достаточно велика.

Определение относительной высоты звуков может проводиться либо путем простой словесной оценки («ниже» - «выше»), либо путем «подравнивания» (когда после предъявления пары тонов на аудиометре, снова дается первый тон, и пациент должен, вращая ручку регулятора, воспроизвести второй).

Специальным вариантом пробы, позволяющем оценить возможность раз­личения комплекса звуковых отношений, может быть опыт, когда обе группы звуков делаются условными сигналами для какой-либо двигательной реакции (например, в ответ на тот или иной звук поднимать левую или правую руку и т. д.).

Психолог должен проанализировать:

1) как происходит формирование такой реакции,

2) насколько быстро она становится прочной,

3) как легко она переделывается,

4) при каких условиях происходит появление ошибок.

Все это весьма информативно для оценки процессов звукового анализа и синтеза, которые резко нарушаются при поражениях височных систем.

Поскольку процесс формирования, упрочения, переделки двигательных реакций сам по себе может быть труден для больных с мозговыми поражениями, оценка дефектов как следствие нарушения слухового анализатора обоснована лишь в случаях, когда пробы со зрительными сигналами обнаруживают относительную сохранность условных реакций.

Более разнообразные нарушения могут быть выявлены с помощью проб на воспроизведение звуко-высотных соотношений и музыкальных мелодий. Для этой цели больному предлагают прослушать ряд тонов, а затем воспроизвести их путем пропевания.

1) Опыт начинается с пробы на пропевание серии из 2, 3, 4, иногда 5 тонов.

2) В более сложных пробах больному предлагают повторить какую-нибудь знакомую мелодию или воспроизвести ее по памяти.


 

Нарушение голосового восприятия может иметь в своей основе:

а) нарушение звукового анализа и синтеза как результат поражения височной локализации,

б) двигательные дефекты акта пропевания.

В первом случае больным недоступна правильная оценка звуко-высотных соотношений, они не в состоянии удержать мелодию, при отсутствии трудностей фонации у них отмечается грубый дефект дифференцировки и воспроизведения звуко-высотных соотношений.

Во втором случае эти нарушения происходят при поражении различных частей двигательного анализатора. Например, при двусторонних поражениях передних отделов сенсомоторной зоны, ведущих к псевдобульбарным расстройствам, как и при поражении базальных углов плавное пропевание сменяется толчкообразными голосовыми импульсациями. При поражении нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности отмечаются затруднения переключения с одного звука на другой и персеверации. При нарушении кинестетической основы фонации (например, при обширных поражениях постцентральной коры с явлениями кинесте­тической апраксии) отмечается нарушение воспроизведения звуко-высотных соотно­шений - моторная амузия.

Практические навыки:

1. Уметь правильно провести различные варианты и правильно оценить результаты проб на восприятие и различение звуко-высотных соотношений.

2. Уметь правильно провести и оценить различные варианты проб на воспроизведение звуко-высотных соотношений и музыкальных мелодий.

3. Уметь правильно построить и провести диагностику и дифференциальную диагностику поражений височной, премоторной, постцентральной локализации, псев-добульбарных расстройств.