Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур

Воспроизведение (отстукивание) ритмов по словесному образцу - сложная дея­тельность, предполагающая:

1) слуховой анализ ритмической структуры,

2) перешифровку воспринятой структуры на серию последовательных движе­ний.

Исследование выполнения ритмов:

1. Начинается с выяснения того, в какой степени больной может воспринимать и оценивать подаваемые ему группы звуковых сигналов. Больному предъявляют группы ритмических сигналов с интервалом 0,5-1,5 секунды, которые идут:

а) сначала в виде одиночных серий (по 2 и по 3 удара),

б) затем в виде групп таких серий (например, // /// // /// или // // // /// /// ///),

в) в еще более сложных пробах ритмические группы усложняются акцентами, образующими сложные ритмические комплексы. Больной должен указывать:

а) сколько ударов включает в себя каждая группа,

б) в более сложных группах - проанализировать ритмическую структуру каждой группы, указав, из сильных или слабых ударов она состоит.

В целях сенсибилизации опыта группы могут предъявляться:

а) в более быстром темпе, что затрудняет анализ,

б) в более медленном темпе (интервал 1,5-2 секунды), что заставляет синтези­ровать звуковые следы.

Здоровые люди и больные с поражениями, не затрагивающие лобно-височные отделы мозга, не обнаруживают заметных затруднений при .выполнении этих проб. При поражении височной области, особенно слева, отмечаются возрастающие за­труднения по мере усложнения заданий.

В случаях, когда речевая оценка ритмов затруднена вследствие афазии, можно ввести показ количества ударов на пальцах или использовать определенные рит­мические группы в качестве условного сигнала для какой-либо двигательной реакции (например, для поднятия левой или правой руки).

После того, как установлена сохранность слухового восприятия, можно перейти к исследованию двигательного выполнения ритмических групп.

Опыт делится на 2 части:

1) сначала больной должен воспроизводить ритмы на слух,

2) затем - должен воспроизводить по словесной инструкции. Первая из проб исследует состояние слухо-моторной координации, ее выпол­нение может нарушаться:

а) из-за дефектов слухового анализа,

б) из-за дефектов организации акта.

Во второй пробе необходимость слухового анализа устраняется, ритм про­граммируется с помощью словесной инструкции (двигательные дефекты выступают в этом случае в более чистом виде).

Требуемые ритмы могут предъявляться в разном темпе и состоять из групп различной сложности. В качестве приемов, компенсирующих затруднения, могут быть введены зрительные или кинестетические опоры:

а) предъявление больному подсобных зрительных схем,

б) просчитывание (артикуляционный анализ). Усложненные варианты:

а) увеличение темпа,

б) перестройка упроченного раньше ритма,

в) исключение артикуляционного анализа. Больные с височными поражениями:

1) обнаруживают значительные затруднения в воспроизведении ритмов по слуховому образцу,

2) воспроизведение групп акцентированных ритмов еще более затруднительно,

3) выполнение ритмов по словесной инструкции легче, особенно если ритмы разрешается проговаривать.

Больные с премоторными поражениями: (имеет место нарушение системы высших автоматизмов, плавности "кинестетических мелодий") автоматизации ритмических ударов не возникает, кроме того, при каждой попытке ускорения нарушается денервация (больной наносит лишние удары, которые осознает, но затормозить все равно не может). Для премоторных больных характерно то, что разницы между вы­полнением по слуховому образцу и словесной инструкции практически нет.

Лобные больные имеют целый ряд особенностей:

в результате нарушения регулирующей функции речи, выполнение ритмов по словесной инструкции не лучше (как у височных больных), а хуже, чем выполнение по наглядному слуховому образцу. Эти больные легко теряют обозначенный инструкци­ей ритм, легко поддаются инерции раз возникших импульсов. Сличения требуемого и воспроизводимого ритмов как правило не происходит и ошибки не осознаются. Ос­новной дефект ритма у лобных больных связан с нарушением избирательности дви­гательного акта и регулирующего влияния вызывающей его инструкции.

У больных с лобно-височными поражениями наблюдаются трудности, харак­терные для обеих наблюдаемых групп, и нарушение выполнения слухо-моторных ритмов у них наиболее выражено.

Практические навыки:

1. Уметь, используя соответствующие диагностические пробы, правильно оценить способность больного воспринимать ритмы на слух.

2. Уметь с помощью специальных диагностических проб правильно оценить способность больного к двигательному воспроизведению ритмических групп.

3. Уметь грамотно построить дифференциальную диагностику височных, премоторных, лобных и лобно-височных поражений.