СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание необходимости коренных ре­форм в российской действительности пробудила работу мыс­ли во всех слоях тогдашнего грамотного населения России -и столичного, и провинциального.

Главным был вопрос об освобождении от крепостного рабства миллионов российских крестьян. Потребность в его безотлагательном решении нарастала, и одновременно росло желание осознать своеобразие русского народа. “Не зная на­рода, можно притеснять народ, кабалить его, завоевывать, но освобождать нельзя”, - писал Герцен.

Все стороны русской жизни, ее истории, языка, быта, тра­диций стали предметом широкого публичного обсуждения.

Процесс реформирования общества захватывал практиче­ски все его группы. Отсюда и всеобщее стремление к самопо­знанию, к рефлексии по поводу своих национальных качеств.

На перепутье реформ Россия должна была решить, как ей двигаться дальше. Резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами жизни народа, кардиналь­ным изменением привычного уклада, поставили проблему осознания и предсказания возможных реакций народных масс на эти изменения. Общество, и прежде всего его образованная часть, старалось осмыслить свое прошлое, понять истоки тра­диций, происхождение положительных и отрицательных ка­честв народа.

Для психологии это было связано с попытками осмыслить русский менталитет, выделить и описать психологические особенности русского народа, изучить “национальный харак­тер”, или, как тогда говорили, “народную душу”. Под этим подразумевались главным образом установки, ценности, ве­рования, общие для всего общества. Часто в понятие “народ­ной души” включали также и язык, являющийся родным для представителей данной нации, а также наиболее распростра­ненные мифы, легенды, былины, традиции.

Этнопсихологическая программаН. И. Надеждина Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем принадлежала философу Н.И.Надеждину. В 30-х годах он издавал журнал “Те­лескоп”, где опубликовал взбудоражившее общество “Фило­софическое письмо” П.Я.Чаадаева, полное негодования по поводу национального самодовольства и духовного застоя, что имело для издателя журнала и автора письма печальные последствия. Чаадаева объявили сумасшедшим, Надеждина -выслали. Работая в Русском географическом обществе, Надеждин предложил программу широкомасштабного описания силами самих русских людей “наблюденных и замеченных” особенностей народа всюду, “где только чуется Русь”. При этом имелись в виду “разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в состав­ляющих народ личностях”. Программа была разослана по раз­личным губерниям, и добровольные собиратели сведений из числа учителей, лекарей, чиновников, священников направля­ли в Общество сотни рукописей, где описывались умственные и нравственные особенности жителей великой империи.

В числе материалов были характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели све­дения о психическом складе и менталитете русского человека, его “идолах и идеалах”.

ПодъемнациональногосамосознанияПоражение в Крымской войне существенно активизировало национальное самосознание. Об этом свидетельствовал хлынувший поток работ фольклористов, этно­графов, бытописателей, историков. В этих работах, дававших обильную пищу для размышлений “чем крепка Русь?”, звучали раскаты давних споров о России и За­паде, о том, имеется ли у России, по слову Тютчева, “особен­ная стать”? И пойдет ли ее народ, униженный властью, об­рекшей страну на военное поражение, таким же путем, что и другие, цивилизованные страны, опередившие Россию в своем технико-экономическом развитии.

Подъем национального самосознания вызвал взрыв ин­теллектуальной энергии в различных сферах культуры. Этой энергией создано приобретшее всемирную славу великое ис­кусство. Оно обнажало сложность и коллизии душевной ор­ганизации людей в ставшем зыбким и неопределенным соци­альном мире.

Творения Достоевского, Льва Толстого и других художни­ков пронизывает тончайший психологический анализ моти­вов поведения, корней социального зла, истоков аморализма, разрушительной силы произвола, самоценности личности.

Наряду с расцветом искусства, этот период ознаменовал­ся крупными успехами России в сфере науки. В европейском естествознании происходили революционные события. Ус­пехи физики, химии, биологии изменили картину природы. Фундаментальные открытия в различных областях обусло­вили технический прогресс, доказав тем самым способность научных идей радикально воздействовать на жизнь общест­ва. Вера в высокую ценность этих идей как инструмента изменения мира воодушевила вышедшее на историческую арену новое поколение русских интеллектуалов-естество­испытателей.

Пройдя учение на Западе, русские натуралисты отныне за­нимают лидирующие позиции в ряде дисциплин, прежде всего -в химии и биологии. Убеждение в спасительной роли науки стало могучим социальным мотивом в борьбе за новую Россию.

Два направленияв проблемечеловека Ткань национального самосознания включала в себя различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русского мужика, другие - правящего строя, идеологи которого рато­вали за выход из крлзиса путем либеральных реформ.

Оба направления, сосредоточившись на проблеме человека как особой целостности, где телесное и духовное нераздельны, трактовали эту нераздельность с радикально различных пози­ций: антропологической и теологической. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. У первой - Николай Чер­нышевский, у второй - Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания, исходя из противостоящих друг другу способов осмысления природы личности.

На взрыхленной ими почве рождались в дальнейшем уче­ния, развивавшие их исходное идейное содержание в новых социокультурных условиях и соответственно запросам логики научного творчества.

К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении - от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К теологическому принципу Соловьева восходит концепция “нового религиозного сознания” в трудах Н.А.Бер­дяева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Л.Франка и др. И новое уче­ние о поведении, и апология “нового религиозного сознания” являлись плодами русской мысли - двух ее мощных течений: естественнонаучного и религиозно-философского.

Динамика обоих течений нашла отражение в представле­ниях о человеке, складывавшихся в то время в русском об­щественном сознании. Те, чьей интеллектуальной активно­стью выстраивался образ, прежде чем занять собственную, противостоящую другой, идейную позицию, испытали не­удовлетворение этой другой. Чернышевский и Павлов были воспитанниками духовной семинарии, Ухтомский - духов­ной академии. Знание о человеческой душе, которое было ими почерпнуто в религиозном обучении, позволило им в дальнейшем отчетливо увидеть слабые стороны своих оппонентов. Когда учитель Владимира Соловьева П.Д.Юркевич, возражая Н.Г.Чернышевскому, указывал, что человеческая душа открывается субъекту не иначе как во “внутреннем зрении” (интроспекции), Чернышевский не стал даже спо­рить со своим критиком, заметив, что “всю эту премудрость можно найти в семинарских тетрадках”. Что касается само­го Соловьева, то, начиная творческий путь в качестве сту­дента-естественника, он в дальнейшем становится слушате­лем лекций Юркевича и подает прошение об отчислении его с физико-математического факультета. Соловьева не могла удовлетворить формула Чернышевского, согласно которой “философия видит в нем (человеке) только то, что видит медицина, физиология, химия”.

Мысль Чернышевского и мысль Соловьева устремлялись в трактовке психического устройства человека к разным полю­сам. Первый - к естественным наукам, второй - к религии. При всей глубине расхождений между ними Соловьев прекло­нялся перед личным мужеством Чернышевского, тем достоин­ством, с которым он встретил неправедный суд над ним и наказание за мысли и убеждения.

“В теоретических взглядах Чернышевского, - писал он, - я вижу важные заблуждения, но нравственное качество его ду­ши "оказалось полновесным. Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благород­ный образ мудрого и справедливого человека”.

“Антропологический принципв философии” Н. Г. Чернышевского Предпосылкой понимания природы человека, согласно этому принципу, является отклонение дуализма. “Никакого дуализма в человеке не видно. Если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую то эта другая натура непременно обнаружилась бы в чем-нибудь: а так как она не обнаруживается ни в чем, так как все проис­ходящее в человеке происходит по одной реальной его нату­ре, то другой натуры в нем нет”.

Идея единства человеческого организма обосновывалась и онтологически - он является сгустком природных сил и элементов, присущих мирозданию в целом, и гносеологиче­ски - он познается тем же способом, как и остальные реалии этого мироздания. Соответственно и психика как один из жизненных процессов этого организма не является само­стоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познан­ной, иных средств, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах.

П.Д.Юркевич одуше и внутреннем опытеПервым оппонентом Чернышевского выступил философ-идеалистП.Д.Юркевич(1826-1874). Главным аргументом против идеи единства организма служило учение о “двух опытах”. “Сколько бы мы ни толко­вали об единстве человеческого организма, - писал Юркевич, -мы всегда будем познавать человеческое существо двояко: внешними чувствами - тело, его органы и внутренним чувст­вом - душевные явления”.

Юркевич отстаивал так называемую опытную психологию, согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, свойственных физическим те­лам, и познаваемы в своей сущности только субъектом, кото­рый непосредственно их переживает.

Слово “опыт” давало повод говорить, что психология, ис­пользующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и тем самым обретает достоинство других, строго опытных, чуждых метафизике наук. “Антропологи­ческий принцип” Чернышевского отвергал этот эмпиризм, создавая философскую почву для утверждения объективного метода взамен субъективного. Этот же принцип, постулируя единство человеческой природы во всех ее проявлениях, стало быть и психических, отвергал прежнюю, восходящую к Де­карту, концепцию рефлекса, согласно которой организм рас­щеплялся на два яруса - автоматических телесных движений (рефлексов) и действий, управляемых сознанием и волей.

Противники Чернышевского полагали, что имеется только одна альтернатива этой “двухъярусной” модели поведения, а именно - воззрение на это поведение как чисто рефлекторное. Человек, тем самым, обретал образ нервно-мышечного пре­парата. Поэтому Юркевич требовал “остаться на том пути, который был указан Декартом”.

К. Д. КавелинпротивИ. М.СеченоваПрофессор праваК.Д.Кавелин (1818-1885) издавна интересовался проблемами психологии. Он принимал участие в этнопсихологических исследованиях группы Надеждина (см. выше) и предполагал, что изучение народного характера по продуктам культуры при­даст психологии облик позитивной науки.

В условиях, когда новое поколение восприняло сеченовскую концепцию в качестве образца научного объяснения психиче­ских явлений, Кавелин выступил с ее критикой в книге “Задачи психологии” (1872). Назвав рефлекторную теорию о принад­лежавшем Сеченову открытии аппаратов, задерживающих движения, “величайшим достижением”, соглашаясь, что мате­риализм в его научной форме “признает значение и влияние психических явлений”, Кавелин выступил против применения в психологии приемов и выводов естественных наук, ибо это влечет за собой социальные бедствия: физическая сторона подавляет духовную и “личность как нравственный деятель сходит со сцены”.

Сквозной темой рассуждений Кавелина была проблема нравственности в разных ее аспектах. Он полагал, что нравст­венность и достоинство невозможны без твердых моральных правил, которые даются только философией и религией. Од­нако сами по себе и философия и религия не могут помочь обрести идеалы, помочь человеку понять себя, причину своих разочарований и разобраться, осознать свои стремления и чув­ства. Этому должна способствовать наука о человеке, о его душе - психология. Поэтому-то Кавелин и считал ее одной из основных необходимых для того времени наук. Таким образом, говоря о психологии и ее задачах, он исходил из определенно­го взгляда на состояние общества и на предмет психологии. Отсюда и задачи психологии, типичные для отечественной науки. Это задачи этические и направленные непосредственно на изменение мировоззрения через осознание идеалов и стрем­лений человека.

Книга Кавелина, в противовес учению о зависимости жиз­ни человека от материальных причин (и тем самым надежды на изменения ее реальных, земных условий), переносила центр тяжести на “внутреннее обновление”: “если миру суждено быть обновленным, то это может совершиться изнутри нас”.

Прогрессивная печать подвергла Кавелина резкой критике и даже поставила его психологическую концепцию в связь с крепостническими убеждениями. Кавелин, признавая важ­ность и необходимость обновления психологии, настаивал на незыблемости субъективного метода (“внутреннего зрения”). Особую роль он придавал произвольному характеру процес­сов сознания.

В произвольности усматривалось концентрированное вы­ражение сущности психического. Детерминизм же считался применимым только к телесным явлениям. Кавелинская книга была прямым вызовом Сеченову, и он вызов принял, высту­пив сперва с замечаниями на эту книгу, а затем - с трактатом “Кому и как разрабатывать психологию”. Он показал, что вся аргументация Кавелина воспроизводит давние убеждения сто­ронников интроспекционизма, из-за которого психология и оказалась в состоянии научной нищеты. Кавелин усматривал новизну своего понимания задач психологии в обращении к тому материалу, который физиология не рассматривает, а именно - к памятникам культуры, запечатлевшим духовные устремления и свойства людей. Сеченов, отвечая ему, указы­вал, что при всей важности историко-культурных материалов, не в них лежит “средство к рассеянию тьмы, окружающей психологические процессы”. Ведь обращаясь к этим памятни­кам, любой исследователь по необходимости приходит к обы­денной психической жизни, которую Кавелин описывает в тра­диционных понятиях о сознании как внутреннем опыте, о воле как особой, независимой от внешних причин силе. Кавелин не оставил сеченовскую критику без ответа. Он писал, что боль­шинство возражений в его адрес - плод недоразумений, “которыми так богата русская земля”.

Сеченов - физиолог и потому обратил внимание на сома­тическую сторону. Он, Кавелин, представитель гуманитарных наук и потому склонен интересоваться высшими психически­ми проявлениями. В действительности же дело заключалось не в различии профессиональных интересов, а в различии двух мировоззрений и потому двух направлений в объяснении пси­хической деятельности и ее субъекта - человеческой личности.

Следуя антропологическому принципу, Сеченов отклонил версию о том, что в человеке сочетаются “две натуры” - те­лесная и духовная. Основой целостности человека является единая природа, представленная в различных нераздельных формах. Психическое - одна из этих форм, познаваемая таки­ми же объективными методами, как и все остальное, открытое естественнонаучному уму мироздание. Психическое имеет свои законы. Однако это не дает оснований возводить его в ранг особой сверхтелесной сущности, познаваемой только изнутри, посредством самонаблюдения.

Сеченовский план разработки новой психологии сложился в полемике с Кавелиным, который в России защищал утвердив­шийся на Западе взгляд на психологию как науку о сознании. Сильная сторона этого плана заключалась в утверждении объ­ективного метода, в том, что были заложены краеугольные камни науки о поведении и его психической регуляции. Слабая же сторона была обусловлена тем, что в программе, где единст­во организма виделось проистекающим из его укорененности в нерукотворной природе, история и культура как мощные силы, преобразующие человеческое существо, оказывались внешними по отношению к этому единству.

Кавелин был прав, указывая на сферу культуры как источ­ник тех влияний на человеческую психику, которые неведомы физиологии. Однако сама психика мыслилась им в понятиях, выработанных традиционными учениями о ней как сфере внутреннего опыта, собираемого благодаря способности ду­ши наблюдать за тем, что в ней происходит. Это неизбежно влекло к так называемому психологизму, т.е. объяснению социокультурных процессов действием внутрипсихических сил.

А.А.Потебня.Язык народакак орган, образующий мысль Психологизм был присущ возникшему у середине прошлого века в Германии направлению, выступившему под названием “психология народов”. Она притязала на изучение народного, а не индиви­дуального сознания. В своем проекте психологии как самостоятельной науки Вундт предусматри­вал два раздела: физиологическую психологию, объектом которой служит индивид, и этническую, исследующую по продуктам культуры (языку, мифу и др.) душу творящего их народа. Ни в одном, ни в другом Вундт не был оригинален. Физиологическая психология опиралась на лабораторные опыты, открывшие закономерности работы органов чувств. Что же касается психологии народов (этнопсихологии), то первыми ею занялись ученики И.Гербарта Х.Штейнталь и другие, издававшие специальный журнал “Психология народов и языкознание” (первый том вышел в 1860 г.). Издатели ру­ководствовались идеей о том, что первоэлементы психики (согласно Гербарту, ими служат “представления”) объясняют “дух народа”, каким его запечатлевают язык, обычаи, мифы и другие феномены культуры.

Это и был путь психологизма. В научный оборот вошли факты, которые не интересовали физиологическую психоло­гию. Однако опора на гербартианскую концепцию “статики и динамики представлений”, уходящую корнями в индивидуали­стическую трактовку души, не могла объяснить, каким образом факторы культуры формируют психический склад народа.

Радикально иную позицию занял русский ученыйА.А.По­тебня (1835-1891). Он создал новаторскую концепцию разви­тия мысли, основанную на принципе внутренней связи этой мысли с историей языка как органа народного творчества (“Мысль и язык”, 1862). При этом в противовес трактовке язы­ковых форм, сводящей их к динамике процессов в сознании, с одной стороны, и выведения их из рационально-логических правил организации знания - с другой, доказывал, что язык и его внутреннее строение (определяющее умственную работу индивида) имеют свои уникальные объективные законы. Под их действием формируются психические процессы, которые в конечном счете являются “произведением народа как одного мыслителя - единого философа”.

Сознание зарождается с языком на определенной ступени развития психики. Досознательному уровню психической жиз­ни свойственно чувственное познание, преобразуемое и при­обретающее качественно новое строение благодаря вовлечен­ности его субъекта в речевое общение. Причем слово только в устах другого может стать понятным для говорящего.

На фактах истории языка Потебня доказывал, что врож­денных категорий времени, пространства, причины и других люди не имеют, что они рождаются только со способностью чувственного восприятия и оформляются при овладении сло­вом. Используя издавна применяемое в психологии понятие об апперцепции, он трансформировал его, выдвинув положе­ние об “апперцепции в слове”. Тем самым акт сознания субъ­екта выступал в качестве производного от языковой структу­ры, которая объективна и не зависит от индивидуальных свойств личности и понимание которой обусловлено принад­лежностью к одному и тому же народу.

Психология, согласно взглядам Потебни, призвана стать генетической наукой, с тем чтобы исследовать “историю воз­никновения душевных явлений в пределах личной, племенной, народной жизни”. Орудием построения ее предмета служит язык, который есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее. Из этого в качестве ключевой для психологии выступает задача показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, “обнимающих” отношение личности к природе.

Проводя аналогию между развитием сознания в филогене­зе и в онтогенезе, Потебня считал, что законы языка требуют создания нового отдела в психологии, содержанием которого должно быть исследование отношений личного развития к народному. Причем зависимость индивидуальной психики от надындивидуальных творений народа вовсе не означает в понимании Потебни их пассивного восприятия. Он неизменно отстаивал принцип активного отношения отдельных лиц к действительности, настаивал на том, что во всех случаях их жизнь следует трактовать как самодеятельность, ставя в центр объяснения отношений между мыслью и языком творческое начало в жизни личности.

Потебня стимулировал появление ориентированной на его идеи научной школы, поставившей задачу разработки про­блем теории и психологии творчества и издававшей специ­альный журнал, посвященный этой проблематике. Идеи Потебни имели основополагающее значение для развития куль­турно-исторического направления в русской психологии.

 

Изучениедетской психикив контексте педагогической антропологии Антропологическая идея своеобразно преломилась в разработке проблем детской психики в соответствии с актуальными социальными запросами страны после отмены крепостного права. Лидером этого направления исследований сталК.Д.Ушинский (1824-1870).

Система взглядов Ушинского изложена в его труде “Чело­век как предмет воспитания” (1867), в предисловии к которо­му указывалось: “Если педагогика хочет воспитывать челове­ка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его то­же во всех отношениях”.

Педагогика может, по Ушинскому, успешно разработать план воспитания целостной личности, только опираясь на весь комплекс наук о человеке, в центр которого ставится пси­хология. Задавшись мыслью, “нельзя ли внести в наше только что пробуждающееся педагогическое мышление сколь воз­можно точное и ясное понимание тех психических и психофи­зических явлений, в области которых это мышление необхо­димо должно вращаться”, Ушинский стремился отобрать все наиболее важное и перспективное. Правда, в философской части своей педагогической теории он провозгласил поляр­ность нервной системы как чистого механизма и души как самостоятельной сущности. Но в конкретном научном иссле­довании он не остановился на этом и искал способ заполнить пропасть между машинообразно работающим мозгом и бес­телесной, произвольно действующей душой.

Фундаментальной категорией Ушинский считал полу­рефлексы, к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Им отводилось важнейшее место в воспита­тельном процессе. Вряд ли кто-нибудь в мировой литературе охарактеризовал с такой полнотой и красочностью педаго­гическое значение навыков и привычек, как Ушинский. Раз­личие между рефлексами и полурефлексами заключается не в степени зависимости (большей или меньшей) от нервной системы, а в том, что полные рефлексы установлены самой природой в организации нашего тела, тогда как полуреф­лексы есть результат воспитания, упражнения. Открытие Сеченовым центрального торможения служило Ушинскому опорой в представлении о нейромеханизмах полурефлекса, хотя в целом сеченовское учение о рефлексах головного моз­га он не принимал.

Считая привычку “усвоенным рефлексом”, Ушинский ви­дел всю “обширность возможности через посредство привыч­ки вносить в нервный организм человека существенные изме­нения, дающие ему те способности, которых он не имел от природы”, т.е. решать главную задачу педагогики. При этом на передний план выдвигалось нравственное значение при­вычки: “Добрая привычка есть нравственный капитал, поло­женный человеком в свою нервную систему”. Тем самым нрав­ственная детерминация, идущая, согласно Ущинскому, от об­щих устоев жизни народа, выступала как решающая сила в построении специфически человеческого уровня деятельности нервной системы. Благодаря такому широкому подходу от­крылась возможность преодолеть механицизм и создать есте­ственнонаучное “обеспечение” для передовой педагогики, задача которой, по Ушинскому, - физическое, нравственное и умственное совершенствование человека.

Вопросам педагогической психологии, физического обра­зования, семейного воспитания, индивидуальным и типологи­ческим различиям между детьми был посвящен ряд работ русского ученогоП.Ф.Лесгафта (1837-1909). Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась “сознательная физическая работа”. Однако неправомерно ограничиваться гимнастическими методами, направленными на то, чтобы развивать одни лишь физические силы человека: “Имея в виду задачи физического развития де­тей в школе, мы находим такой прием неудовлетворительным, потому что школа должна развить в ребенке не только силы, но главным образом умение управлять ими, умение целесообразно применять их к деятельности”. Таким образом, физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психо­физического формирования личности; Не развитие мышечного, исполнительного аппарата самого по себе, а в первую голову развитие умения им управлять становилось ключевым для тео­рии и практики физического воспитания.

Управление телом - категория сенсорно-интеллектуаль­ного порядка. Мышечные движения необходимо предполага­ют знакомство с пространственно-временными отношениями. Оно начинается в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными значениями. Сознательное управление поведени­ем возможно, согласно Лесгафту, только на основе слова. Отсюда и его принцип учить ребенка управлять движениями посредством слова. Способность перейти от чувственно-образной регуляции к словесной рассматривалась как важ­нейшее условие воспитания самостоятельности поведения.

Важное место Лесгафт отводил реальным действиям, при­знавая за ними роль проверочного средства умственных дей­ствий: “Всякая умственная работа, не проверенная действием, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять эту связь и вы­яснить законы, лежащие в основании их проявлений”.

Физическое образование поэтому выступает в системе Лесгафта не только как предпосылка воспитания умственного в том смысле, что физически развитый и закаленный организм -благодатная почва для духовной деятельности. Такой орга­низм способен сознательно управлять мышечными актами, менять в случае необходимости стратегию поведения, сравни­вать и контролировать как его отдельные звенья, так и их взаимодействие. Иначе говоря, воспитание ума и воспитание тела - один процесс, а не два.

Как уже отмечалось, психология сближалась со школьной педагогикой под давлением насущных общественных запро­сов. Недостатки традиционной дидактики породили стремле­ние заменить ее данными экспериментальной психологии. Под давлением этой установки развернулись исследования в различных странах. В Германии активно работалЭ.Мейман(1862-1915), в России -А.П.Нечаев (1875-1943) с большой группой последователей, в том числе учителей. Приборы и методики, созданные в университетских лабораториях, пере­носились в класс и прилагались к решению конкретных учеб­ных и воспитательных задач.

Считая, что экспериментальная психология демонстрирует “ярко выставленный ею идеал точности и доказательности исследования”, Нечаев надеялся преобразовать с ее помощью далекую от такого идеала педагогику. Он наметил программу экспериментально-психологического решения спорных во­просов методики и дидактики, предлагая пересмотреть с этих позиций учебные планы, методы, существующую систему упражнений, формы проверки знаний и т.д.