ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ

Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их обществен­ной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отраже­нием этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодей­ствия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодей­ствия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять пол­ноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет дос­тигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, напри­мер, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между уча­стниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Об­щаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся -обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупа­тель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру то­варный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выби­вает чек и отсчитывает сдачу.

Наконец, третья сторона общения предполагает воспри­ятие обижающимися друг друга. Очень важно, например, вос­принимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготов­ленного или же заранее предполагает, что тот ничего не пой­мет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три сто­роны: коммуникативную (передача информации), интерактив­ную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение вы­ступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание законо­мерностей общения и развитие навыков и способностей об­щения особенно важны для педагога, профессиональная зада­ча которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совмест­ную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимо­понимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи дея­тельности педагога невозможно достаточно плодотворно реа­лизовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива. Общение в дея­тельности педагога, таким образом, выступает:

во-первых, как средство решения собственно учебных задач,

во-вторых, как система социально-психологического обес­печения воспитательного процесса,

в-третьих, как способ организации определенной систе­мы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуслов­ливающих успешность воспитания и обучения, и наконец,

в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно вос­питание индивидуальности школьника.

Под педагогическим общением понимается система, прие­мы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллек­тива, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог - инициатор этого процесса, ор­ганизует его и управляет им.

Педагогическое общение, с одной стороны, создает эмоцио­нальный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой -является его непосредственной содержательной характеристикой.

Единствообщения идеятельности Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: являет­ся ли общение частью, стороной, гранью совместной деятельности или общение и дея­тельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимо­сти объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. ус­танавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее инфор­мативная сторона, как коммуникация (общение первого рода).

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в про­цессе деятельности, уже включившей общение как коммуни­кацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет “транслирует” себя, свои особенности, свою индиви­дуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности) и даже в себе как в другом.

Произведенный предмет (построенное здание, точная по­этическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) -это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - сред­ство, с помощью которого человек утверждает себя в общест­венной жизни, потому что этот предмет произведен для дру­гих людей. Этим предметом опосредствуется отношение меж­ду людьми, создается общение как производство общего, рав­но принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Отметим, что, к примеру в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людь­ми. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его соз­датель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя дру­гим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось.

В.А.Сухомлинский писал: “Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее сча­стье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы ос­тавляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высо­кому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь”.

Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как ком­муникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей сто­роны имеет совместную деятельность по производству обще­ственно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зави­симость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является ча­стью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.