ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре внимания психологов находится малая группа - объединение взаимо­действующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Малая группа рассматривается преимущест­венно как общность, скрепленная эмоциональными связями (симпатия, антипатия, безразличие, податливость и т.д.). Спло­ченность малых групп, устойчивость их структуры по отно­шению к силам, направленным на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства, конформность личности в группе или независимость ее от группы, а также другие про­блемы межличностных отношений - все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел психологии - групповую динамику.

Групповая динамика как направление социальной психо­логии не выработала единой теоретической основы для пони­мания различных психологических феноменов. Закономерно­сти поведения людей в различных группах сводятся, по суще­ству, к механическим зависимостям: группа давит, а члены группы подчиняются или не подчиняются групповому давле­нию (конформизм, нонконформизм); к одним индивидам группа тянется, от других же отталкивается или, наоборот, выталкивает их из своей среды; если число контактов внутри группы увеличивается, то групповые связи истончаются и рвутся (сплоченность, совместимость) и т.д.

Когда-то бихевиоризм в США, как и рефлексология в Рос­сии, готов был представить человека преимущественно как механизм, реагирующий на различные стимулы. Теперь на­следники бихевиоризма и других теоретических направлений в социальной психологии готовы видеть в любой социальной группе такой же механический агрегат внешне связанных и взаимодействующих между собой индивидов. Так, считалось экспериментально установленным, что под влиянием давле­ния группы по меньшей мере треть индивидов меняет свое мнение, принимая навязанное большинством. Они обнаружи­вают нежелание высказывать и отстаивать собственное мнение в условиях, когда оно не совпадает с оценками остальных участников эксперимента, т.е. проявляют конформность. Та­ким образом, индивид, находясь в условиях группового дав­ления, может быть либо конформистом, либо нонконформи­стом. Все дальнейшие исследования носили характер уточне­ния этого вывода. Выяснялось, усиливается ли конформность при увеличении группы, как сами испытуемые интерпретиру­ют свое конформное поведение, выявлялись половые и воз­растные особенности конформных реакций и т.д.

Указанная альтернатива оборачивалась вполне опреде­ленной педагогической дилеммой: либо видеть смысл воспи­тания в формировании личности, негативно относящейся к своему социальному окружению, либо воспитывать индиви­дов, склонных всегда соглашаться с остальными, не умеющих и не желающих противостоять влиянию группы, т.е. конфор­мистов. Неудовлетворительность подобной постановки во­проса наводила на мысль о ложности исходной альтернативы. Что представляет собой группа, которая воздействует на ин­дивида, в подобных экспериментах? Это случайное объедине­ние людей, то, что может быть названо “диффузной группой”. По условиям эксперимента предусматривалось изучение чисто механического воздействия группы на личность. Причем груп­па рассматривалась как простая совокупность индивидов, ни­чем, кроме общего места и времени пребывания, друг с другом не связанных. Очевидно, в самом понимании сущности взаимо­действия личности и группы крылась некая серьезная ошибка, заводящая психолога в тупик. Выход из этой ситуации, по-видимому, состоял в том, чтобы пересмотреть сущность кон­цепций групповой динамики и выяснить, правомерно ли ис­пользование модели группового взаимодействия для понима­ния психологии группы высокого уровня развития.

Деятельностноеопосредствованние межличностныхв группаxотношенийвысокого уровняразвития Итак, возникает вопрос: что - представляют собой межличностные отношения в группе высокого уровня развития? Подчинены ли они тем закономерностям, которые традиционная психология открыла в малых группах, является ли действие последних Универсальным? В настоящее время выяснено, что в подлинных коллективах деиствуют иные закономерности по сравнению с теми, которые были ранее открыты в малых группах.

Первым таким психологическим феноменом, который не был и не мог быть открыт в традиционном объекте изучения психологии - малой группе, имеющей характер диффузной


общности, но был обнаружен при изучении межличностных отношений в группе высокого уровня развития, явилось само­определение личности в группе. Экспериментально оно было выявлено при изучении явлений конформности и нонкон-формности. Как это принято, эксперимент проводился с по­мощью так называемой подставной группы, в качестве кото­рой используется либо группа людей, сговорившихся дезин­формировать “наивного” постороннего индивида, либо сам экспериментатор намеренно искажает информацию, посту­пающую от группы, с помощью контроля над связями между группой и “обрабатываемым” индивидом. Методика предпо­лагала решение задач, не важных для испытуемых: им предла­галось определять длину отрезков прямой линии, продолжи­тельность кратких интервалов времени и т.д.

Так, например, испытуемых на протяжении известного времени тренировали в определении продолжительности одной минуты, не прибегая к часам и отсчитывая секунды про себя. Вскоре они мог­ли определять минуту с точностью до 5 секунд. Затем испытуемых помещали в специальные экспериментальные кабины, предлагали определить продолжительность минуты и нажатием на кнопку сообщить экспериментатору, а также другим испытуемым о том, что минута прошла (испытуемые знали, что на пульте у экспери­ментатора и во всех кабинах при нажатии на кнопку загораются лампочки). В ходе опыта экспериментатор имел возможность да­вать во все кабины сигналы, якобы исходившие от одного или нескольких испытуемых (например, во все кабины сигнал подавал­ся через 35 секунд), и фиксировать, кто в ответ на его сигнал пото­ропился нажать на кнопку, обнаружив внушаемость (конформ­ность), а на кого он не подействовал. О степени внушаемости мож­но было судить по разнице между оценкой продолжительности минуты в предварительных опытах и опытах в условиях подачи ложных сигналов.

Эксперимент показал, что число лиц, в большей или мень­шей степени проявивших конформность, весьма велико.

В группе людей, лишь внешне взаимодействующих друг с другом, притом по поводу объектов, не связанных с их реаль­ной деятельностью и жизненными ценностями, иного резуль­тата и не приходилось ожидать - подразделение членов груп­пы на конформистов и нонконформистов делалось неизбеж­ным. Однако давало ли такое исследование конформности возможность сделать вывод о том, что это была модель взаи­моотношений в любой группе, в том числе и в такой, деятель­ность которой имеет личностно значимое и общественно цен­ное содержание?

В этой связи была выдвинута следующая гипотеза: в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредству­ются ее содержанием и ценностями. Если это так, то подлинной альтернативой конформности должен выступить не нонкон­формизм (негативизм, независимость и т.д.), а некоторое особое качество, которое предстояло изучить экспериментально.

Гипотеза определила тактику экспериментальных исследо­ваний. Если, используя методику подставной группы, побуж­дать личность якобы от имени общности, к которой она принадлежит, отказаться от принятых в ней ценностных ори­ентации, то возникает конфликтная ситуация, которая разде­ляет индивидов на тех, кто проявляет конформность, и тех, кто способен действовать в соответствии со своими внутрен­ними ценностями.

Эта особенность межличностных отношений получила на­звание самоопределения личности в группе. Оно проявляется в том, что член группы высокого уровня развития избирательно относится к любым влияниям (в том числе и своей общности), принимая одни и отвергая другие в зависимости от опосредст­вующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей со­вместной деятельности.

Подлинное самоопределение личности возникает в том случае, когда ее поведение в условиях естественно возникшего или специально организованного группового давления обу­словлено не непосредственным влиянием группы и не индиви­дуальной склонностью человека к конформности, а, главным образом, принятыми в группе целями и задачами деятельно­сти, устойчивыми ценностными ориентациями. В группе вы­сокого уровня развития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим и потому выступает как особое качество межличностных отношений.

Таким образом, гипотеза о том, что в общностях, объеди­няющих людей для выполнения общественно полезной дея­тельности, подлинной альтернативой конформизма является не негативное поведение (нонконформизм и т.д.), а особое качество межличностных отношений, имеющее характер са­моопределения личности в группе, была подтверждена.

Этот феномен оказался своего рода “клеточкой”, в которой обнаруживаются важнейшие социально-психологические ха­рактеристики живого социального организма - группы высо­кого уровня развития. Относительно непосредственные взаи­моотношения между двумя или несколькими индивидами могут быть зафиксированы лишь в диффузной группе, в вы­сокоразвитом же сообществе они имеют преимущественно опосредствованный характер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. Таким обра­зом, по своим психологическим характеристикам такие общ­ности качественно отличаются от тех малых групп, которые были излюбленным объектом исследований, выполненных в рамках групповой динамики. Поэтому попытки распростра­нить те выводы, которые были сделаны при их изучении, на все типы группы обречены на неудачу.

Мнргоуровневаяструктурамежличностныхотношений Если в диффузной группе взаимоотно-шения являются относительно непосредственными, то в высокоразвитом сообществе групповые процессы являются опосредствованными и образуют иерархию уровней (страт).

Центральное звено групповой структуры (страта А) обра­зует сама групповая деятельность, ее содержательная обществен­но-экономическая и социально-политическая характеристика.

Первый уровень (страта Б) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельно­сти, ее социальный смысл для каждого участника.

Во втором уровне (страта В) локализуются характеристи­ки межличностных отношений, опосредствованных содержа­нием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идея­ми, ценностными ориентациями. Именно сюда, видимо, сле­дует отнести различные феномены межличностных отноше­ний, например самоопределение личности в группе и др., о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствова-ние - принцип существования и принцип понимания психоло­гической страты В.

Наконец последний, поверхностный уровень межличностных отношении (стратп Г) предполагает наличие связей (главным образом, эмоциональных), по отношению к которым ни со­вместные цели деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты ее членов. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредст­венные. Вряд ли можно предположить, чтобы отношения лю­бых двух людей не имели опосредствующего звена в виде тех или иных интересов, вкусов и т.д. Но содержание групповой деятельности на этих связях по существу не сказывается либо обнаруживается в очень слабой степени.

Подобно тому как недопустим перенос закономерностей, свойственных диффузной группе, на высокоразвитое сообще­ство, было бы неправомерно выводы, полученные при изуче­нии феноменов поверхностного слоя межличностных отноше­ний (страта Г), универсализировать и считать необходимыми для сущностной характеристики межличностных отношений в нем. Точно так же связи в страте В являются необходимыми, хотя и недостаточными для характеристики группы высокого уровня развития без учета данных о страте Б, т.е. без выясне­ния социального смысла деятельности ее участников, мотивов деятельности и т.д.