ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово “психолог” во­шло в оборот повседневной жизни. В пушкинской “Сцене из “Фауста” Мефистофель говорит: “Я психолог... о, вот наука!”

Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от жи­тейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и обще­человеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изу­ченные ими законы позволяет предвосхищать грядущие собы­тия - от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.

Явления, с которыми имеет дело психология, неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности позна­ния. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем -это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, соз­нании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педаго­гики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске на­учно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.