ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ

Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный кон­кретный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего стыдится, чему завидует и т.д. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, харак­тер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрес­совых состояний и настроений раскрывают перед наблюдате­лем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность. Именно поэтому при анализе эмоцио­нальных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характери­зующим личность человека.

 

Чувства (в узкомзначении слова)В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отно­шение индивида к объекту в данный мо­мент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (в узком значении этого слова) от­ ражают отношение человека к объекту его устойчивых потреб­ностей, которое закреплено в направленности его личности. По­этому чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован. Устойчивые мотивы только в том случае поро­ждают систематическую активность человека, постоянно по­буждают к деятельности, если они становятся предметом ус­тойчивых чувств.

За действиями человека внешний наблюдатель (например, исследователь-психолог) может обнаружить их мотивы, дать им причинное объяснение (каузальная атрибуция), но сам чело­век переживает мотивы своего поведения и деятельности как чувства. Как подчеркивал психолог С.Л.Рубинштейн, чувства выступают в качестве субъективной - для самого человека -формы существования потребностей. Это означает, что моти­вация открывается субъекту в виде чувств, которые сигнализи­руют ему о том, как и насколько значимы объекты для удовле­творения его потребностей. Чем более стабильны мотивы, об­разующие в совокупности направленность личности человека, тем в большей степени он переживает все, что способствует или препятствует его высокомотивированной деятельности, его поведению, в форме чувств, оценивающих, как идет (успешно или неуспешно) процесс удовлетворения потребностей.

Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства становятся ведущими образованиями эмоцио­нальной сферы личности человека, определяя динамику и со­держание ситуативных эмоций, настроений и аффектов.

Так, например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависимости от обстоятельств: в ра­дости при его успехе, огорчении при неудаче, в гордости за него или же в возмущении им в случае, если его поведение не соот­ветствует ожиданиям. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.

Мать может испытывать эмоцию гнева, столкнувшись с возмутившим ее проступком дочери, однако по истечении не­которого времени любовь к дочери возьмет свое, проступок будет забыт, а дочь прощена. В этом - проявление и силы, и слабости чувства. Потребовалось бы множество проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и наступило бы более или менее заметное перерождение чувства, а тем более произошел бы его переход в противоположное. В то же время при относительно невыраженном общем эмоциональном от­ношении к другому человеку иногда достаточно субъекту пережить одну интенсивную положительную или отрицатель­ную эмоцию, вызванную этим человеком, чтобы положитель­ное или отрицательное чувство к нему окончательно сформи­ровалось. В педагогической практике это один из опасных путей, на котором может складываться предубежденность учителя к тому или другому учащемуся.

Страсти Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти. Внутреннее отноше­ние людей к тому, с чем они имеют дело и что происходит в их жизни, приобретает сплошь и рядом стабильный характер, становится постоянно действующей силой. Эта сила опреде­ляет особенности того, как воспринимается, представляется и мыслится человеком волнующий его предмет, как переживает он сменяющие друг друга эмоции, аффекты, настроения. Она становится побуждением к определенным действиям и мощ­ным тормозом для поступков, не соответствующих укоренив­шемуся чувству. Таким образом, чувство оказывается вклю­ченным в ход мышления и активной деятельности человека. Устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направ­ление мыслей и поступков человека, называетсястрастью.

Страсть заставляет человека упорно размышлять о пред­мете чувств, живо и ярко представлять себе удовлетворение потребностей, лежащих в их основе, воображать и всесторон­не обдумывать действительные или только возможные пре­пятствия и трудности на пути к этому удовлетворению. Так, у борца за национальное освобождение чувство любви к роди­не, связанное с рядом самых заветных нужд и потребностей, превращается в непреодолимую силу, заставляющую его рис­ковать жизнью, упорно отыскивать пути, которые могли бы привести к конечной победе.

То, что не связано с господствующей страстью, кажется не­значимым, отодвигается на задний план, перестает волновать и интересовать человека, порой попросту забывается. То, что связано, захватывает, волнует, привлекает внимание, запоми­нается (иной раз с мельчайшими деталями). Неудовлетворен­ная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффек­тивные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.).

Страстью может стать иногда самое благородное, высокое чувство, например, любовь к Родине, к техническому изобре­тательству или к науке как исканию истины и служению на­роду. Тогда страсть оказывается источником подвигов, мно­голетних упорных трудов, открытий, творческих достижений.

Но в страсть может превратиться и любое другое чувство, если оно находит для себя почву в условиях развития и индивиду­альных особенностях. Если страсть заслуживает морального осуждения, мы говорим о низких страстях, о том, что человек под влиянием страсти опустился, нравственно переродился.

Любовь Существует множество устойчивых чувств (принимающих или не принимаю­щих характер страсти), захватывающих все помыслы и стрем­ления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них, особенно в юношеском воз­расте, принадлежит чувству любви, которое может рассмат­риваться как пример устойчивого чувства. Любовь - одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. По­нятие “любовь” в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь - высокая сте­пень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчи­вых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери, к детям, к музыке и т.д.

В более узком смысле (видовое понятие) любовь - это интен­сивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъ­екта, физиологически обусловленное сексуальными потребностя­ми и выражающееся в стремлении быть с максимальной полно­той представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Имеющее глубоко интимный характер чувство любви сопровождается ситуативно возни­кающими и изменчивыми эмоциями нежности, восторга, уны­ния и др., приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете про­должение рода, и любви как высшего чувства, т.е. дающей лич­ности оптимальные возможности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом (в любимом или в любимой), практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допус­кали абсолютизацию одного из этих двух начал. Любовь сво­дилась либо к биологическому началу, к половому инстинкту (трактовка любви как секса), либо физиологическая сторона любви отрицалась и принижалась, и она трактовалась как чисто духовное чувство (апология платонической любви, пред­ставление о физиологических проявления этого чувства как о чем-то низменном, грязном, греховном). Между тем, хотя фи­зиологические потребности и являются предпосылкой возник­новения и поддержания чувства любви между мужчиной и женщиной, однако в связи с тем, что в личности человека био­логическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических харак­теристиках является общественно обусловленным чувством. В нем своеобразно отражаются особенности культуры.

Виды чувств и ихформирование Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и, шире, к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окру­жающих, являются моральные нормы, регулирующие поведе­ние личности во всех сферах ее общественной жизни. К нрав­ственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гу­манность, преданность и др.

Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Фор­мирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданст­венности человека.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отно­шение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительны­ми и эмоциональными процессами, развивающимися в един­стве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интел­лектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтоге­незе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоцио­нальный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

К интеллектуальным чувствам относят удивление, любо­знательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникше­го противоречия.

В.А.Сухомлинский, реализуя метод эмоционального “про­буждения разума”, воспитывал у детей удивление перед явле­ниями природы, перед предметами, казалось бы, известными, но полными нового, таинственного, - древними курганами, кликом журавлей, ночным небом и т.д., подчеркивая, что отсутствие или утрата чувства удивления у ребенка не стиму­лирует познания тайн бытия, обедняет его внутренний мир. “Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем ис­пытать, это ощущение тайны. В ней - источник всякого под­линного знания”, - писал А.Эйнштейн.

В процессе познания человек постоянно выдвигает гипоте­зы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чув­ством сомнения - эмоциональным переживанием сосущество­вания двух или нескольких конкурирующих в сознании субъек­та мнений о возможных способах решения проблемы (“со­мнения”). Наконец, само решение вопроса, нахождение истины (или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришел путем активной познавательной деятельности.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, тра­гическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответст­вующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в слу­чае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстети­ческие чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень раз­витости и содержательности эстетических чувств (как, впро­чем, нравственных и интеллектуальных) выступает сущест­венно важным показателем ее социальной зрелости.

В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комиче­ские стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмо­ра связано с умением субъекта замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, парадоксальность их сочетания, кажу­щуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей по­ведение и т.д. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, злость и т.д. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, остроты, шаржи, карикатуры, улав­ливает комизм ситуации, способен ли он смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выра­женность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоцио­нальном уровне и недоразвитости личности человека. Встре­чающееся иногда слабое развитие чувства юмора у подростков и юношей, а также перерождение его в цинизм и пошлость яв­ляется тревожным сигналом для педагогов и родителей.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами, ввиду того что в них заклю­чено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назывании чувств “высшими” подчерки­вается их обобщенность, стабильность и несводимость к сию­минутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер, поскольку у животных нет даже отда­ленных аналогов высших чувств.

В то же время следует подчеркнуть условность понятия “высшие чувства”, так как к ним приходится относить не толь­ко, к примеру, нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), т.е., по существу, низмен­ные эмоциональные проявления личности. Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия нравствен­ные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы в психологическом анализе. Чувст­во юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматри­ваться как интеллектуальное (если оно связано с умением под­мечать противоречия в окружающей действительности) и вме­сте с тем как нравственное чувство. Все это подчеркивает един­ство эмоциональной сферы личности человека.