ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразова­ния материального мира, общества и самого себя.

Индивиди личностьЧеловек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей до­казательств. Дело в том, что у человече­ского зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Кон­фигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использо­вания орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша живот­ного. Таким образом доказывается факт принадлежности мла­денца к человеческому роду, что фиксируется в понятии инди­вид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют осо­бью). В понятии “индивид” воплощена родовая принадлеж­ность человека. Индивидом можно считать и новорожденно­го, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он инди­вид, мы по существу утверждаем, что он потенциально чело­век. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в дет­стве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое пе­реплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социаль­ное) качество, приобретаемое индивидом в предметной дея­тельности и общении и характеризующее меру представленно-сти общес-твенных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность -это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так, к примеру, светочувствительность - каче­ство фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка - это

светочувствительность или что светочувствительность - это фотопленка).

Далее, “...личность есть системное и поэтому "сверхчув­ственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирож­денными и приобретенными свойствами” (А.Н.Леонтьев).

Таким образом, понятие “личность” нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о “сверхчувственном” качестве индивида (“системное и поэтому "сверхчувственное"”). Очевидно, что индивид обладает впол­не чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же об­разом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной фор­ме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое “сверхчувственное” качество, которое в изготовленном пред­мете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен неоплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означа­ет быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотно­шения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, кото­рую они ему предлагают как ведущую для его развития, на­пример, обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих

взаимоотношений.

Общественные отношения не есть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона личности, являю­щейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общест­венном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб нахо­дится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает про­тив него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий “индивид” и “личность” предполагает необходимость отве­тить на возможный вопрос: может ли быть указан факт суще­ствования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то, и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне чело­веческого общества, то впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, при­сущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда об­щественно-исторический характер. Перед нами будет инди­вид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся “втянуть” его в со­вместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, вос­питанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание воз­можности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А-К.Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю.Тынянова “Подпору­чик Киже”. Обращение к ситуации “индивид без личности” или “личность без индивида” подобно мысленному экспери­менту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность каксубъект межиндивидуальныхотношений Итак, личность может быть понята толь ко в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отно­шения, существующего наряду с субъект-объектным отноше­нием, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отноше­ние индивида к другому опосредствуется объектом деятельно­сти (субъект - объект - субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучаст­ника деятельности, выступающая как бы преломляющим уст­ройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъек­та относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих свое­образие человека, его отличие от других людей.Индивидуаль­ность проявляется в чертах темперамента, характера, при­вычках, преобладающих интересах, в качествах познаватель­ных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психо­логических особенностей - личность человека неповторима в своей индив-идуальности.

Подобно тому как понятия “индивид” и “личность” не тож­дественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, об­разуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека высту­пают как черты его индивидуальности, но не обязательно вхо­дят в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и обще­ния, существенно важных для группы, в которую включен ин­дивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуаль­ности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индиви­дуальные качества, которые в наибольшей степени “втянуты” в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до вре­мени чертами его личности, пока он не был включен в спор­тивную команду или пока в дальнем туристическом походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и хо­лодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъек­том которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон лич­ности человека1. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психоло­гических особенностей (памяти, внимания, типа темперамен­та, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход - это всего лишь ас­пект более общего, личностного подхода к школьнику, кото­рый строится на изучении условий и обстоятельств включен­ности подростка или юноши (девушки) в систему межинди­видных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, при­ятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педа­гогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как “вписывается” этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьни­ка, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется лично­стный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничи­вающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

1 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV настоящего учебника.)

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет

к “коллекционированию” черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой “коллекции”. А.С.Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал' “...Человека изучили, узнали и записали, что у него воля - А, эмоция - Б, инстинкт - В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает”.

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна постоянно находиться в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение ду­ховного мира учащихся.