СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в форме проявлений и они способны изменяться в личности условиях совместной предметной деятель­ности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отно­шений. Эта гипотеза в настоящее время проверена и подтвер­ждена в ряде конкретных работ.

Так, в задачу одного исследования входила проверка ука­занной выше гипотезы применительно к внушаемости (кон­формности) как свойству личности, а также к противополож­ному явлению - самоопределению личности как феномену межличностных отношений в группе. Гипотеза конкретизиро­валась в следующей экспериментальной процедуре.

Ряд реально существующих групп образует иерархию уровней группового развития - от диффузной группы до коллектива. Около трети испытуемых в каждой группе независимо от уровня ее разви­тия, по данным эксперимента, обнаруживала в незначимой ситуации тенденцию к конформности. О том же свидетельствуют данные лич­ностных опросников. Вопрос состоял в том, как эти испытуемые поведут себя в условиях эксперимента на выявление феномена само­определения в группах разного уровня развития.

Экспериментальные данные подтвердили, что индивиды, входящие в группу высшего уровня развития, по отношению к которым при использовании незначимых воздействий был сделан вывод об их податливости групповому давлению, обна­руживали самоопределение, т.е. способность не поддаваться групповому давлению, защищая коллективные ценности. Дру­гими словами, такое индивидуально-психологическое качество, как внушаемость, оказывается преобразованным в личности индивида, входящего в группу высокого уровня развития.

В других исследованиях выяснялось, свойственна ли такая черта индивидуальности человека, как экстрапунитивность (склонность обвинять в собственных неудачах других людей), поведению члена сложившегося коллектива, т.е. выступает ли она как необходимое проявление его личности.

Первоначально с помощью специального личностного теста выяв­лялись спортсмены с выраженной экстрапунитивностью (среди членов команд в игровых видах спорта их было весьма много). Казалось бы, эта черта индивидуальности должна определять особенности их лич­ности в ведущей для них спортивной деятельности. В действительности в высокоразвитых группах спортсменов лица, по данным личностного теста экстрапунитивные, проявили по отношению к членам своей команды внутригрупповую идентификацию, т.е. обнаружили качества личности, прямо противоположные экстрапунитивности.

Таким образом, очевидно, что структура личности челове­ка шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его инди­видуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характере, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в меж­индивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью.

Биологическоеи социальноев структуреличности Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, ко­торые выделяют в личности человека две основные подструк­туры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внут­реннюю взаимозависимость психических элементов и функ­ций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией чело­века. Экзопсихика определяется отношением человека к внеш­ней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, осо­бенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а экзопсихика -систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склон­ности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. Эндопсихика, имеющая природную основу, обу­словлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным фактором. Современные многофакторные теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов -биологического и социального.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить био­логическую структуру, рядоположенную и равноправную подструктуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокрин­ная системы, преимущества и дефекты его физической органи­зации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обу­словленные психологические черты, но личностными черта­ми, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.

Расскажем об исследовании, в котором изучалось формиро­вание черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 см. Было установлено значительное сходство индивидуальных черт этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У многих из них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритиче­ский оптимизм, непосредственность, высокая выносливость в ситуациях, требующих значительного эмоционального напря­жения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д. Указанные черты не могут быть отнесены ни к эндопсихике ни к экзопсихике уже хотя бы потому, что, являясь результа­том природных особенностей карликов, они могут возник­нуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, когда вы­явилась разница роста между ними и их сверстниками. Имен­но потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура индивидуальности, которая маскирует их угнетенное состоя­ние, а иногда и агрессивную установку по отношению к дру­гим и к себе. Если на минуту представить, что карлик форми­руется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих, будут фор­мироваться совсем другие черты личности.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как соци­ально обусловленные ее элементы.Природное (анатомические, физиологические и другие качества) исоциальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно вы­делять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Три составляющие структурыличности В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т.е.внутрииндивидная (интраи-ндивидная) подсистема, представленная в строении темпера­мента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом системы действительных от­ношений с обществом, с группами, в которых она интегриро­вана, не может быть заключена лишь в некое замкнутое про­странство внутри органического тела индивида, а обнаружи­вает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а факти­чески общность, группа), могут рассматриваться как прояв­ления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих действи­тельных отношений как бы обретает свое особое бытие, отли­чающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в “про­странстве” вне органического тела индивида, которое состав­ляетинтериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное “пространство”, мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие опи­санные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются “под кожей” индивида, а выносятся в межиндивидное “прост­ранство”, ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий “индивид” и “личность” (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое вы­ступает в конкретной форме проявлений личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не по­крывают все проявления личности. Есть возможность выде­лить третью составляющую структуры личности -метаинди-видную (надындивидную). Личность при этом не только выно­сится за рамки органического тела индивида, но и перемещает­ся за пределы его наличных, существующих здесь и теперь свя­зей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются “вклады” в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразова­ний интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолжеп-ности в них “вкладов” получил названиеперсонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмер­тия. Если личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность полностью не умирает. Вспомним слова А.С.Пушкина: “Нет, весь я не умру... доколь в подлун­ном мире жив будет хоть один пиит”. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые пережива­ния, объясняемые трагичностью разрыва между идеальноп представленностью индивида и его материальным исчезнове­нием. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мисти­ки, ни чистой метафоричности - это констатация факта раз­рушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксиро­вать существенные изменения, которые данный индивид про­извел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других его идеальную представленность - его личностность, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Именно эту задачу решает применение метода отраженной субъектности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают доста­точно широкий круг людей, получая оценку не только совре­менников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.

Если подлинную личность метафорически можно было бы трактовать как источник некой мощной радиации, преобра­зующей людей, связанных с этой личностью в условиях дея-тельностного опосредствования (радиация, как известно, мо­жет быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной раз­личных мутаций и т.д.), то индивида с бедными личностными характеристиками можно уподобить нейтрино - частице, ко­торая пронизывает плотную среду, не производя в ней ника­ких - ни полезных, ни вредных - изменений. Безличность - это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, от которого “не жарко и не холодно”, чье присутст­вие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобра­зует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым в значительной степени лишает его личности.

Факт персонализации может быть установлен эксперимен­тально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности.

Например, школьникам предлагают дать оценку умственных, во­левых, нравственных и других качеств незнакомого сверстника, чью фотографию им дают посмотреть. Так как сфотографирован неиз­вестный, черты лица которого недостаточно информативны для выводов, то оценки, даваемые испытуемыми, аморфны и неопреде­ленны. Его не считают умным, но и не утверждают, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта предъявляют аналогичное фото другого школьника. Включается фонограмма, на которой записан голос педагога. При этом содержание того, что он говорит, фактически не улавливается испытуемым, тем более что оно не имеет никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педа­гога приводит к резкой поляризации оценок: незнакомец оценивает­ся как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т.п., а голос другого оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной се­рии. Очевидно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.

Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях. Естественно, что личность может быть охарактеризована в единстве всех трех сторон ее сущест­вования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению, связей и отношений.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструк­турах покажем на примере такой важной ее характеристики, как авторитетность.

Авторитет складывается в системе межиндивидных отноше­ний и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как “авторитет власти” по преимуществу, а в других, высокоразвитых, группах - как демократическая “власть авторитета”, личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная подсистема лич­ности). В рамках метаиндивидной подсистемы личности ав­торитетность - это признание другими за индивидом права принимать значимые для них решения в значимых обстоятель­ствах; это результат того вклада, который индивид внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах - это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива - результат самоопределения. Таким образом, авторитетность - это идеальная представленность субъекта прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъ­екте. Наконец, во внутрииндивидном “пространстве” лично­сти - это комплекс психологических качеств субъекта: в од­ном случае - своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом - принципиальность, высо­кий интеллект, доброжелательность, разумная требователь­ность и т.д. (интраиндивидная подсистема личности).

Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека - потребность быть личностью, т.е. своей деятельно­стью производить значимые для других людей изменения их ин­теллектуальной и эмоциональной сфер. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого - менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным по­ следствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высоко­го интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широ­кого набора разнообразных умений, или исключительной сме­лости и решительности, или же всех этих качеств вместе взя­тых), а у другого эти средства более ограничены.

Потребность индивида быть личностью существует в кон­кретной форме. Так, например, в группах корпоративного типа каждый стремится быть личностью за счет деперсонализации, подавления потребности и способности быть личностью у всех других. Экспериментальные исследования показали, что опти­мальные условия для удовлетворения потребности быть лично­стью (быть персонализированным, продолженным в других людях) создаются в группе высшего уровня развития.

Итак, чтобы понять личность учащегося, педагог должен рассматривать школьника в системе его действительных от­ношений со сверстниками, родителями и учителями, а не как образованную жестким сочетанием “атомов” индивидуаль­ных качеств изолированную “молекулу” в организме класса и школы. Необходимо изучить и группы, в которые он входит, в которых он действует и общается, производит и принимает “вклады”, осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претер­певая изменения, приняв “вклады” от них. В центре внимания учителя должны находиться активность личности и характер ее социально значимой направленности.