ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая психология; гуманистическая психология; до некоторой степени особняком стоит психоло­гическая теория личности германо-американского психолога К.Левина - топологическая психология.

 

Психоаналитические теорииличностиУже в начале века венский психиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую прак­тику, но и в целом на культуру во всем мире. Дискуссии, свя­занные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность челове­ка зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего по­лового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же сво­бодно, как в животном мире, общество накладывает на чело­века множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тор­мозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким об­разом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, “уходят в подполье”, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в раз­личные формы человеческой культуры и продукты человече­ской деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхожде­ния в различные комплексы, которые и являются, по утвер­ждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выяв­ление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин,

например, относили эдипов комплекс.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, кото­рая напоминает конфликт, составляющий основное содержа­ние трагедии древнегреческого драматурга Софокла “Царь Эдип”: по неведению кровосмесительная любовь сына к мате­ри и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение маль­чика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуаль­ные побуждения (катастрационный комплекс).

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столк­новение между вытесненными в сферу бессознательного раз­личными комплексами.

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда (которому принадлежала заслуга привлечения внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в стороне версию о сексуальных влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее измене­ниях, “сублимациях” и конфликтах с внешне ей противопо­ставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и “цензурированию” влечений. Подобная трак­товка личности и ее активности фактически превращает лич­ность в существо, по сути, биологическое. При этом предпо­лагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их “гармонические” отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одно­го над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательно­го, прорыва в агрессию, невроз и т.д.

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибави­лось “влечение смерти”) встречало возражения у многих пси­хологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К.Хорни и др.), для которого характерно сочетание класси­ческого фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от при­оритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).

К.Хорни связывает основную мотивацию поведения чело­века с “чувством коренной тревоги” - беспокойством, объяс­няя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. “Коренная тревога” стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, форми­руется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.

 

ГуманистическаяпсихологияПреимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия широкое распро­странение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противопо­ложным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных ха­рактеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пыта­ясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к бу­дущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Топологическаяпсихология Используя принятое в физико-математических науках понятие “поле”, К.Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы жизненного пространства (поля), в котором существует индивид, стано­вятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К.Левин не видит в потребности биологической предопреде­ленности. Мотивация детерминируется не природными свой­ствами человека, а его взаимодействием с полем, в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положи­тельной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

Критике подвергался пансексуализм З.Фрейда (гипертро­фия роли полового влечения и ранней детской сексуальности), известная механичность топологической теории К.Левина. Критические соображения, в том числе и далекие от защиты тех или иных идеологических догм, выдвигались и в связи с концепциями гуманистической психологии, в частности по поводу одного из ее центральных понятий - самоактуализа­ции личности. Однако критики отнюдь не отвергали саму идею самоактуализации как одну из важнейших мотиваций личности. А.Маслоу понимал феномен самоактуализации как процесс, ограниченный самосознанием личности, но вполне допустимо понимание самоактуализации как стремление к персонализации.

Скульптор, создающий статую, удовлетворяет свое творче­ское стремление воплотить в мраморе замысел и осознает пре­жде всего само данное стремление. Именно этот момент схва­тывают различные теории самовыражения и самоактуализации личности типа концепции А.Маслоу. Зачем же тогда художник стремится продемонстрировать свое творение максимально большому кругу людей, в особенности тем, кого он считает ценителями, т.е. своей референтной группе? Казалось бы, он выразил себя, реализовал в предмете, в конце концов получил за это деньги - и акт самоактуализации обрел свое завершение. Очевидно, однако, что субъект-объектным актом (художник -картина) творческая деятельность не кончается, и стремление остается нереализованным, пока не удастся достроить следую­щее звено субъект-объект-субъектной связи (художник - карти­на - зритель), которое позволит осуществить необходимую персонализацию художника в значимых для него других.

Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить. В результате построения психоана­литических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов. Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями осуществления широкомас­штабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.