АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психо­логии как науки. Им был написан первый курс общей психо­логии “О душе”. Сначала он изложил историю вопроса, мне­ния своих предшественников и объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения. Заметим, что, касаясь предмета психологии, мы сле­дуем в своем подходе к этому вопросу за Аристотелем.

Как бы высоко ни поднялась мысль Аристотеля, обес­смертив его имя, невозможно сбрасывать со счетов поколе­ния древнегреческих мудрецов, притом не только филосо­фов-теоретиков, но и испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды это предгорья возвышающейся в веках вершины - учения Аристотеля о душе, которому предшест­вовали революционные события в истории представлений об окружающем мире.

Анимизм Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anuma - душа, дух) - верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых “агентов”, или призра­ков, которые покидают человеческое тело с последним дыхани­ем, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно стран­ствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало имя нашей науке.

В имени сохранились следы изначального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (сравните русские слова: “душа, дух” и “дышать”, “воздух”). Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху, говоря о душе (“псюхе”), люди как бы соединяли в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее после­дующем понимании). Конечно, в своей житейской практике они все это прекрасно различали. Знакомясь с их мифами, нельзя не восхищаться тем, как тонко они понимали стиль поведения богов, отличающихся коварством, мудростью, мсти­тельностью, завистью и иными качествами, которыми наде­лял небожителей творец мифов - народ, познавший психоло­гию в земной практике общения с ближними.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душа­ми (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от про­извола богов, веками царила в общественном сознании.

Революцией в умах стал переход от ани-

Гилозоизм мизма к гилозоизму (от греч. слова hyle, означающего вещество, материя, и zoe - жизнь). Весь мир - универсум, космос мыслился отныне изначально живым. Гра­ницы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии), и, тем не менее, новое философское учение стало великим шагом на пути познания природы пси­хического. Оно покончило с анимизмом (хотя он и после этого на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находил мно­жество приверженцев, считающих душу внешней для тела сущ­ностью). Гичозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

 

Гераклит и идея развития как закона (Логоса)Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого огня”, а душа (“психея”) - в образе его искорки. Все сущее подвержено вечному изменению: “Наши тела и души текут как ручьи”. Другой афоризм Гераклита гласил: “Познай самого себя”. Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя значит уйти в глубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. “По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос”, - учил Гераклит.

Термин “Логос”, введенный Гераклитом, но применяемый и поныне, приобрел великое множество смыслов. Для него самого он означал закон, согласно которому “все течет”, яв­ления переходят одно в другое. Малый мир (микрокосм) от­дельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Поэтому постигать себя (свою психею) - значит углубляться в закон (Логос), который придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию.

После Гераклита (его называли “темным” из-за трудности понимания и “плачущим”, так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяю­щих читать “книгу природы” со смыслом, вошла идея законо­мерного развития всего сущего.

 

Демокрит и идея причинности Учение Гераклита о том, что от закона (а не от произвола богов - властителей неба и земли) зависит ход вещей, перешло к Демокриту. Сами боги в его изображе­нии - не что иное как сферические скопления огненных ато­мов. Человек также создан из различного сорта атомов. Са­мые подвижные из них - атомы огня. Они образуют душу.

Единым и для души, и для космоса он признал закон, со­гласно которому нет беспричинных явлений, но все они - неотвратимый результат столкновения непрерывно движу­щихся атомов. Случайными кажутся события, причины кото­рых мы не знаем.

Демокрит говорил, что хотя бы одно причинное объясне­ние вещей предпочтет царской власти над персами. (Персия была тогда сказочно богатой страной.) Впоследствии прин­цип причинности назвали детерминизмом. И мы увидим, как именно благодаря ему добывалось крупица за крупицей науч­ное знание о психике.

 

 

Гиппократиучение о темпераментахДемокрит дружил со знаменитым медиком Гиппократом. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ счи­тал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь). Пропорция в смеси была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхоличе­ский (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей пси­хологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел важное значение. Недаром названия темпераментов со­хранились поныне. Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, согласно которой все бесчисленные различия между людьми можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуаль­ных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные каче­ства ставшись в зависимость от телесных.

О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. humor - жидкость). Следует, впрочем, заметить, что в новейших теориях признается теснейшая связь между нерв­ными процессами и жидкими средами организма, его гормо­нами (греческое слово, означающее то, что возбуждает). От­ныне и медики, и психологи говорят о единой неирогумораль­ной регуляции поведения.