ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ

Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе гото­вый результат труда, нельзя приниматься за работу. В пред­ставлении ожидаемого результата с помощью фантазии -коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимо­стью включает в себя воображение. Оно выступает как необ­ходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельно­сти. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сде­лать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее предста­вить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письмен­ного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея­тельности человека, выражающийся в построении образа про­дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих ак­тивную деятельность, но заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психиче­ского процесса заключается в том, что оно позволяет представ­лять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изго­товить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ори­ентирует человека в процессе деятельности - создает психиче­скую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мыш­лению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, во­ображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случа­ях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ре­альному процессу удовлетворения потребностей может пред­шествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение по­требностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления происходит путем оперирова­ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредство­ванно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начи­нается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе вооб­ражения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух эта­жах”, ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логиче­ских рассуждений, с которыми органически слиты яркие пред­ставления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображе­ния, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно зако­нам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблем­ная ситуация отличается неопределенностью, исходные дан­ные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

Например, некоторая неопределенность исходных данных сказы­вается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в лите­ратурном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, по­скольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем, скажем, законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помо­щью мышления. Есть основания сделать вывод, что вообра­жение работает на том этапе познания, когда неопределен­ность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той об­ласти явлений, где основные законы выяснены, нет необхо­димости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, труд­но получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при от­сутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дей­ствовать в среде с неполной информацией привела к возникнове­нию у человека аппарата воображения. Поскольку в окру­жающем нас мире всегда останутся неизученные области, ап­парат воображения всегда будет полезен.

Видывоображения Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преоб­разование окружающего. Воображение в некоторых обстоя­тельствах может выступать как замена деятельности, ее сур­рогат. В этом случае человек временно уходит в область фан­тастических. далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необ­ходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следст­вия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечта­тельности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называетсяпассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение предна­меренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызван­ные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднаме­ренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах соз­нания (галлюцинации) и т.д.

Еслипассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, тоактивное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, со­ответствующих описанию, называютвоссоздающим. При чте­нии как учебной, так и художественной литературы, при изуче­нии географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения тою, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художествен­ное восприятие и эмоциональное развитие своей личности -фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странство­вать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Про­странственное воображение, необходимое при изучении сте­реометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъ­емлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустрем­ленного оперирования наглядными представлениями в поис­ках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от то­го, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Ес­ли у подростка и юноши творческое воображение, реализуе­мое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Аналитико-синтетическийхарактер процессов воображенияУстановив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру. Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитика-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом - созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за преде­лы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображе­нии имеют другое направление и обнаруживают при актив­ном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция памяти — возобновление образов в макси­мальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете прибли­жение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в по­ведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан.

Основная тенденция воображения - преобразование пред­ставлений (образов), обеспечивающее в конечном счете созда­ние модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

И та и другая тенденции являются относительными: мы уз­наем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одеж­да, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом но­вом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Разбирая механизм воображения, необходимо подчерк­нуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имею­щихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных со­четаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результа­тами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проил­люстрировать словам К.Паустовского: “Каждая минута, каж­дое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человече­ского сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллио­ны песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выко­вываем из этого спла­ва свою "золотую ро­зу" - повесть, роман или поэму”.

Синтез представле­ний в процессах вооб­ражения осуществля­ется в различных фор­мах (рис. 6).

Самая элементар­ная форма синтезиро­вания образов - аг­глютинация - предпо­лагает “склеивание” раз­личных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, час­тей. Путем агглюти­нации строятся мно­гие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяю­щий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фор­тепьяно и баяна).

 

 

 

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный, как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие боги в индий­ской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого прие­ма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 7). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником ор­намента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для кото­рых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникнове­ние множества ассоциаций (однако их актуализация отлича­ется от того, что наблюдается в процессах памяти). Направ­ление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потребностям и мотивам творчества.

В дневнике С.А.Толстой есть запись, проливающая свет на спе­цифику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: “Сей­час Л.Н.Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: "Сижу я вни­зу, в кабинете, и раз­глядываю на рукаве халата белую шелко­вую строчку, которая очень красива. И ду­маю о том, как при­ходит в голову людям выдумывать все узо­ры, отделки, вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это долж­но быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна... И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий"”.

Специфическая особенность творческого воображения за­ключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской “Ремонт часов”? Были зафиксированы следующие высказывания: “Ремонт часов... Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают... Надо как-нибудь зайти сюда”; “Ремонт часов... Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется” и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной воз­никновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: “Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца”, - ассоциирует поэт и просит: “Отремонтируйте мне год - он прожит неисправно”.

Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуали­зацию привычных связей, весьма существенная сторона твор­ческой фантазии.