РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ

Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения.

Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов “как будто”, - представляет сво­бодное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображая себя космонавтом, малыш строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается с “близкими”, отдает рапорт “главному конструктору”, изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете и т.д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять изакреплять ценные качества личности (смелость, решитель­ность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведен'" в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится произ­водит: необходимые оценки и сравнения.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само форми­руется в различных видах деятельности и затухает, когда ре­бенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное сло­весное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показа­тельно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.

Фантазия - важное условие нормального развития лично­сти ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

К.И.Чуковский в книге “От двух до пяти”, содержащей очень тонкие и глубокие психологические наблюдения и выводы, расска­зывал об одной маме, противнице сказок и фантазий, чей сын словно в отместку за то, что у него отняли сказку, стал с утра до вечера предаваться самой буйной фантазии: “То выдумает, что к нему в комнату приходил с визитом красный слон, то будто у него есть подруга - медведица Кора; и, пожалуйста, не садись на стул рядом с ним, потому что - разве вы не видите? - на этом стуле медведица. И -"Мама, куда ты? На волков. Ведь тут же стоят волки!"”

В тех случаях, когда по тем или иным причинам, главным образом в связи с серьезными недостатками в педагогической работе, воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании даже весьма реаль­ных, но необычных вещей. Например, тот же К.И.Чуковский писал, что когда в одной из школ повели с учениками разго­вор об акулах, кто-то из детей закричал: “Акулов не бывает!”

В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правиль­ные, адекватные представления об окружающем утверждают­ся в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму во­ображения. В этом отношении тесьма показательны так назы­ваемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети (четырехлетняя девочка поет: “Дам кусок молока и кув­шин пирога”). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки элементов, из которых складывается привыч­ный образ, под влиянием потребности в эмоциональном ко­мическом эффекте. Важно, что рядом с этим заведомым иска­жением действительности, которое представляют собой пере­вертыши, существует как эталон правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще прочнее утверждающееся. Неправильная фантастическая ко­ординация вещей (“Красная Шапочка скушала волка”) спо­собствует осознанию закономерных связей между предметами и становится надежным подспорьем в познавательной дея­тельности ребенка.

О том, что фантастический образ является для ребенка сред­ством познания и усвоения общественного опыта, свидетельст­вуют многочисленные психологические данные. А.П.Чехов в рассказе “Дома” показал, как мало подействовали на семи­летнего мальчика назидательные поучения о вреде курения и какой неожиданный эффект произвела незамысловатая ска­зочка о смерти царевича, имевшего привычку курить. Эмо­ционально насыщенный образ фантазии оказал сильное впе­чатление на мальчика: “...Минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить..."”. Воображение дает ребенку возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве.

Мечта Как было сказано, в творческую деятельность включена фантазия. Однако да­леко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс при­нимает форму особой внутренней деятельности, заключающей­ся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называютмечтой.

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь твор­ческих сил человека, направленных на преобразование дейст­вительности. Она выступает в качестве побудительной при­чины, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуще­ствленная человеческая мечта.


Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практиче­ской производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы, циркуле и т.д., и т.п.) можно увидеть опредмеченную, воплощенную мечту многих поколе­ний людей, испытывавших настоятельную потребность имен­но в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществленная мечта вызывает новую потреб­ность, а новая потребность порождает новую мечту.

Сначала каждое новое достижение производственной дея­тельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере ее освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают меч­тать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их пред­метного воплощения.

Четыре века назад обычное оконное стекло было неосуществи­мой мечтой: окна затягивали бычьим пузырем, едва пропускавшим свет. В те времена можно было только мечтать о прозрачном мате­риале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал удалось получить, усовершенствовав технологию изго­товления стекла. Но со временем были обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей: у де­тей, находящихся в помещении с такими стеклами, не крепнут кости, солнечные лучи, профильтрованные стеклом, почти безо­пасны для вредных микробов. Небольшая прочность стекла осо­бенно опасна при автомобильных катастрофах. Новые достижения в производстве стекла порождают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолето­вые лучи, прочном, как сталь, и т.д. И эти мечты осуществляются, давая начала новым.

Фантазия в художественном и научном творчествеФантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя, его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающееся устройство”, которым служит эмоцио­нальная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей, слушателей в свою очередь переживать, страдать и радоваться. Бурные чувства гениального Бетховена, воплощенные в музыкальных образах его симфоний и сонат, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.

Некоторые авторы чрезвычайно остро и болезненно пере­живают воображаемые ситуации.

Свидетельство тому в частности письма Г.Флобера: “С двух ча­сов дня (за исключением двадцати пяти минут на обед) я пишу "Бовари". Описываю прогулку верхом, сейчас я в самом разгаре, дошел до середины; пот льет градом, сжимается горло. Я провел один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живешь иллюзией”. Ч.Диккенс, прежде чем решиться закончить роман “Лавка древностей” смертью главной героини, долго колебался. В одном из писем он писал: “Смерть Нелии была делом провидения, но пока что я сам почти мертв от убийства моего ребенка”.

Разумеется, такая непосредственность переживания лите­ратурного процесса не является правилом, но в художествен­ном творчестве фантазия и большие человеческие чувства неотделимы друг от друга.

История научных открытий располагает множеством при­меров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. Такова, например, была роль теплорода, гипотетической особой тепловой жидкости, вы­ступавшей в качестве фантастической модели явлений теплоты в воззрениях физиков конца XVIII столетия. Эта модель “суб­станции тепла” оказалась неудачной, наивной, так как сущ­ность тепловых явлений состоит вовсе не в переливании жидкости из одного места в другое. Однако с помощью этой модели удавалось описывать и истолковывать некоторые физические факты и получать новые результаты в области термодинамики. Использование модели “субстанции тепла” послужило предпосылкой открытия второго закона термоди­намики, играющего чрезвычайно важную роль в современных физических представлениях. О том же свидетельствует история фантастического предположения о существовании мирового эфира - особой среды, будто бы заполняющей вселенную. Но эта модель, впоследствии отвергнутая теорией относительно­сти, позволила создать волновую теорию света.

Таким образом, воображение играет важную роль на ран­них стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к за­мечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности были подмечены, угаданы и изучены в экспе­риментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой, связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования не может привести ни к чему, кроме ошибок.

В настоящее время одна из наиболее перспективных облас­тей 'современной психологии - психология научного творчест­ва. Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества. Одним из путей, которым идет эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т.п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастически­ми допущениями, так как слишком много тогда еще остава­лось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того как область знания развивается, в ней многое становится устояв­шимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остается долговечным. Благодаря накоп­лению научных знаний и совершенствованию методик иссле­дования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает по­требность в фантазии, и притом в возможно более смелой. Она и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия все время продолжает рабо­тать на переднем крае науки, там, где открывается новое.

Все это убедительно показывает, что роль фантазии в жиз­ни людей исключительно велика.