ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вна­чале исчезла потребность читать книги. Вскоре никто уже не мог их и понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду в общест­венных банях, или уничтожали другими способами.

Жестокие удары по античной культуре наносила христи­анская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему “язычес­кому”. В IV веке был уничтожен научный центр в Александ­рии. В начале VI века императором Юстинианом закрыта просуществовавшая около тысячи лет Афинская школа - по­следний очаг античной философии. Победившее ортодок­сальное христианство, ставшее в Европе господствующей религией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, внуша­ло веру в непогрешимость церковных догматов и грехов­ность самостоятельного, отличного от предписанного свя­щенными книгами понимания устройства и предназначения человеческой души.

Естественнонаучное исследование природы приостанови­лось. Его сменили религиозные спекуляции.

арабоязычная наука Переориентация философского мышления в направлении сближе­ния с эмпирией, с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычноп, рас­цветшей на Востоке в VIII- XII веках.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии началось завоева­тельное движение арабов, приведшее к образованию Халифа­та, на территориях которого жили народы, обладавшие древ­ней культурой.

Государственным языком Халифата стал арабский, но культура, которая сложилась в огромном государстве, вклю­чала достижения многих населявших его народов, а также эллинов,народов Индии.

В культурные центры Халифата прибывали караваны верб­людов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты дости­жения европейской и александрийской науки, на арабском Востоке закипела интеллектуальная жизнь. На Западе пропа­ли сочинения Платона и Аристотеля. На Востоке их труды (как и других античных мыслителей) переводились на араб­ский язык, переписывались и распространялись по всей ог­ромной арабской державе - от Средней Азии до Пиренейско­го полуострова и Африки.

Это стимулировало развитие науки, прежде всего физи­ко-математической и медицинской. Появилось множество астрономов, математиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Они создали мощный культурно-научный слой, обо­гатив достижения своих древних предшественников и создав предпосылки для последующего подъема философской и научной, в том числе и психологической мысли на Западе. Среди них выделяется прежде всего среднеазиатский ученый XI векаИбн Сина (в латинской транскрипции -Авиценна).Созданный им “Канон медицинской науки” обеспечил ему, по свидетельству историка, “самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков”.

 

Медицинскаяпсихология С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология. В ней важное место отводилось учению о роли аффектов в регуляции поведения организма и даже развитии этого поведения.

Ибн Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физи­ческим развитием организма и его психологическими особен­ностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось им при этом воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, считал Ибн Сина, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих лю­дей. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые фор­мируют его натуру.

физиологическая психология Ибн Сины включала, стало быть, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устой­чивый склад путем воздействия на его чувственную, аффектив­ную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаи­мосвязи психического и физиологического - не только зависи­мость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них - разрабатывалась Ибн Синой исходя из его обширного медицинского опыта. Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давали одинаковый корм, но если один кормился в обычных условиях, то неподалеку от другого находился на привязи волк. Через некоторое время второй баран стал худеть и погиб. Неизвестно, какое объяснение давалось этому опыту, но его схема говорит об открытии роли “сшибок”, противоположных эмоциональ­ных установок, в возникновении глубоких соматических сдви­гов. Это дает основание видеть в учении Ибн Сины зачатки экс­периментальной психофизиологии эмоциональных состояний.