ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике.

Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспе­риментального изучения.

На первых порах руководящим для нее служило “анато­мическое начало”. Функции (в том числе психические) иссле­довались под углом зрения их зависимости от строения орга­на, его анатомии. Физиология переводила на язык опыта умо­зрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи.

ОткрытиерефлекторнойдугиТак, фантастическая по своей эмпирис ческой фактуре рефлекторная схема Декарта нервной системы оказалась правдоподобной благодаря открытию (почти одновременному) различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг.

Открытие принадлежало врачам и натуралистам чехуИ.Прохазке, французуФ.Мажанди и англичанинуЧ.Беллу. Оно по­зволило объяснить механизм связи нервов как “рефлекторную дугу”, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию.

Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело и важное методологическое зна­чение. Оно доказывало зависимость функций организма, ка­сающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстра­та, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Закон специфической энергии органовчувств Второе направление, которое подрывало версию об этой сущности, сложилось при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Какими бы стимулами на эти нервы ни действовать, они дают один и тот же специфический для каждого из них эффект. (Например, раздражение зрительного нерва любым стимулом вызывает у субъекта ощущение вспышек света

На этом основании немецкий физиологИ.Мюллер (1801-1858) сформулировал закон “специфической энергии органов чувств”. Никакой иной энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Но выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависи­мость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.

 

“Картаголовногомозга” Наконец, еще одно направление обратило внимание ученых на зависимость явлений психики от анатомии центральной нервной системы. Это была приобретшая огромную популярность френология (от греч. “френ” - душа, ум). Ее автор - австрийский анатом Ф.Галль (1758-1829) предложил “карту головного мозга”, в соответствии с которой различные способности размещены в его определенных участках. Это якобы влияет на форму чере­па, что позволяет, ощупывая его, определять по “шишкам”, насколько развиты у данного индивида ум, память и т.п.

Френология при всей ее фантастичности побудила к экспе­риментальному изучению размещения (локализации) психиче­ских функций в головном мозгу.

Взгляды Галля были необыкновенно популярны. Доходи­ло до того, что, знакомясь, некоторые образованные люди ощупывали головы друг друга, рассчитывая тем самым опре­делить у своего собеседника характер и способности. Но эти взгляды подверглись критике с различных позиций. Некоторые осуждали Галля за отрицание единства и нематериальности души. Но для дальнейшего прогресса науки важное значение имела экспериментальная критика его взглядов французским физиологом и врачом, иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наукП.Флурансом (1794-1867). Используя методику удаления отдельных участков централь­ной нервной системы, он пришел к выводу о том, что голов­ной мозг является целостным органом-субстратом основных психических функций. Мозжечок координирует движения, а в продолговатом мозгу находится дыхательный центр.

После работ Флуранса френология была скомпрометирова­на в научных кругах, хотя многие продолжали ею увлекаться.

И все же заслугой Галля следует признать указание на из­вилины в коре больших полушарий головного мозга как ме­сто, где локализованы “умственные силы” (до него их было принято помещать в мозговые желудочки).

Развитиеассоцианизма Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психи­ческое соотносилось со строением различ­ных частей живого тела). Однако обращение к этим органам неизбежно вынуждало осмыслить эффекты их деятельности.

Эффекты же относились к области психологии, на почву которой отныне вынужден был перейти естествоиспытатель. Ведь именно психология имела дело с этими эффектами -ощущениями, восприятиями, представлениями, связями между ними (ассоциациями). Черпать же в психологии анатом-физиолог мог только ту информацию, которую она к этой эпохе наработала.

Между тем эта информация относилась к области сознания субъекта, наделенной признаками, чуждыми материальным телам, стало быть и телесным устройствам из нервов и мышц, ставшим объектом физиологического эксперимента и естест­веннонаучного анализа. Сознание и организм оказывались двумя полюсами, каждый из них имел собственный теоретиче­ский “стержень”.

Все последующее развитие знаний имело общий вектор - преодолеть расщепленность телесного и духовного, объяснить жизнедеятельность организма как целого.

Движение шло в двух направлениях. Со стороны физиоло­гии нарастала тенденция к тому, чтобы возможно теснее “привязать” психические явления к нервно-мышечным. На “полюсе” психологии изменяло свой облик ее главное на­правление- учение об ассоциациях.

Учение об ассоциациях изначально ценилось благодаря тому, что объясняло связь, прочность и изменчивость психических явлений устройством нервной системы. На нем лежала печать достоверности, присущей научному знанию о физической при­роде, сделавшему в XVII и XVIII веках гигантские шаги.

Такая печать могла держаться, пока мысль и практика нату­ралиста не начали осваивать нервную систему, развеивая фан­тастические представления о ней, подобные тем, которые вдох­новляли отцов ассоцианизма Декарта, Локка, Гартли и др.

Все эти картины “нервных трубок”, по которым проносят­ся “жизненные духи”, вибраций мозгового вещества и т.п. оказались иллюзорными. Ассоциативная доктрина “зависла” в недрах сознания (или души), ибо лишилась опоры в дея­тельности мозга. Тем не менее она оставалась единственным направлением, способным не только описывать, но и объяс­нять психические факты. Ее объяснительный потенциал, соз­данный успехами механики, давшими новый образ физиче­ского мира (в том числе и организма как “вещи” этого мира), все еще сохранялся. Новые теоретики ассоцианизма искали выход в том, чтобы отстоять принцип ассоциации безотноси­тельно к “механике” головного мозга, из законов которой она прежде выводилась.

Этот общий подход отстаивали авторы различных вари­антов решения задачи путем “чисто” психологической, не “замешенной” на данных физиологии трактовки ассоциации.

Образцы подобной трактовки уже преподали Беркли и Юм. Идея дальнейшего продвижения в этом направлении получила в первой половине XIX века особую популярность в Англии.

Т.Браун:ассоциация каксуггестияПоскольку уже сам термин “ассоциация” тесно сопрягался с представлением о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов в организме, шотланд­ский философТ.Браун (1778-1820) пред­ложил взамен термина “ассоциация” термин “суггестия” (вну­шение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Браун разделил эти законы на пер­вичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощу­щения, длительности и др.).

Чем чаще осознаются психические образы, чем они не­обычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.