Смысл может быть обнаружен только в ходе процедуры понимания. Сознание в своем функциональном качестве и есть механизм понимания (гносеологический план сознания). Продукты психической активности, как интегральные результирующие психических процессов, даны в сознании только через их обнаружение самим же сознанием. Поэтому в онтологическом плане сознание — это актуальный текст, который есть единство взаимосвязанных смыслов, а в гносеологическом аспекте сознание — это механизм понимания, понимания собственного текста.
Глава 11. Определения, следствия, комментарии
В сознании не существует локальных обособленных смыслов. Понимание связано не с пониманием отдельных смысловых образований, а с раскрытием смысла всего текста как нерасчленимой смысловой констелляции (сумма понимания частей не дает понимания целого). Текст сознания образован из смыслов, в число которых не может входить смысл самого текста. Он формируется в ходе работы сознания, которая задана необходимым и достаточным для функционирования сознания требованием понимания.
Есть основания говорить о понимании как многооперациональном когнитивном действии или, иначе, об операциональном составе понимания. Хотя при этом каждый отдельный акт понимания представляет собой самостоятельный, завершенный когнитивный интеграл.
Напомню, что Бахтин, описывая процедуру понимания текстовых сообщений, выделял в едином, целостном процессе понимания его отдельные акты-составляющие: «В действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую (содержательную) самостоятельность и может быть выделен из конкретного эмпирического акта.
1. Психофизиологическое восприятие физического знака
(слова, цвета, пространственной формы).
2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понима
ние его повторимого (общего) значения в языке.
3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем
и более далеком).
4. Активно-диалогическое понимание (спор — согласие). Включение в диалогический контекст. Оценочный момент в понимании и степень его глубины и универсальности» (Бахтин М. М., 1995.
С. 129).
Анализ операционального состава восприятия (обнаружение, различение, идентификация, опознание) как частного случая сознания показывает, что операции, используемые в восприятии, есть не только этапы понимания в процессе формирования образа, но эти операции правомерно также рассматривать как самостоятельные виды понимания на уровне перцепции. Данную точку зрения разделяют и методологи. Так, например, Л. А. Ми-кешина и М. Ю. Опенков отмечают: «...Поскольку любое воспри-