Данным следствием фиксируется идея о невозможности непонимания. Таким образом, понимание выступает ведущей функцией психической организации, и инструментом такого понимания служит сознание в любых формах своей активности. Все, о чем говорится на страницах данной работы, следует рассматривать, исходя из одного главнейшего принципа: человек, обладаю- щий сознанием, не может не понимать. В связи с этим я говорю об ощущении, восприятии, представлении, мышлении и даже эмо-
Часть II. Смысловая природа сознания
циях как о процессах сознательного производства1. И поскольку существует сознание, неминуемо и понимание. Справедливо и обратное: где есть эффекты понимания (например, во время сна со сновидениями), там можно констатировать присутствие сознания. Понимание — самый родственный синоним сознания.
Существует множество опытных данных, демонстрирующих невозможность непонимания. Здесь можно было бы сослаться на исследования Б. Беттельхейма, В. Франкла, анализ экспериментальных данных В. М. Аллахвердова, который даже предлагает обобщать законом Юма («сознание не знает беспричинных явлений») множество известных в психологии эмпирических эффектов. Я не ставлю перед собой задачу во что бы то ни стало найти экспериментальные доказательства эксплицируемых следствий. Думаю, важнее сначала построить такую идейную конструкцию, которая обладала бы теоретической правдоподобностью. Только при этом условии можно оценивать возможность эмпирической верификации. Но когда речь идет о выводе закона, понятно, что без эмпирического подтверждения обойтись нельзя.
Возвращаясь к теме обсуждения, приведу один пример экспериментального исследования, свидетелем проведения которого я сам являлся.