Монография.

ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ. Монография (от греч. "mono", т. е. "один" и"graphein" - "писать") - это ученый труд, тщательно документированный иисчерпывающим образом охватывающий какую-либо одну область знания. С моейточки зрения, это наивысшее средство выражения научной мысли, поскольку онообеспечивает интеграцию, а зачастую и создание новой области науки.Монография может быть короткой, если о предмете известно немного, иличрезвычайно объемистой, если соответствующая литература обширна. В любомслучае она должна охватывать все важные аспекты темы. Поскольку основной целью монографии является интеграция информации ссовершенно новой точки зрения, ее автором почти неизменно является одинчеловек. Ответственность за составление учебника или энциклопедии можетразделить между собой группа лиц, но при этом каждый автор пишет отдельныйраздел. Такие коллективные усилия никогда не достигают гармоничногоединства, свойственного идеальной монографии, в которой один человек строитновую концепцию на основе всесторонней интеграции множества аспектовисследуемой проблемы. Единственные рекомендации, которые мне хотелось бы сделать относительноподготовки монографии, сводятся к следующему: 1) автор на собственном опытедолжен быть знаком с данной областью науки; 2) должна существовать насущнаяпотребность в обобщении знаний в данной области исследования и их освещениис новой точки зрения; 3) должны соблюдаться общие правила добротногонаписания научного сочинения, изложенные в начале этой главы. НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ. В процессе написания монографий я овладел рядом"профессиональных хитростей", и некоторые из них заслуживают упоминания,особенно в силу того обстоятельства, что они полезны также и при подготовкекниг других типов. При подборе материала для книги не надо заботиться о порядке изложенияи фразеологии. Просто накапливайте заметки обо всем, что покажется вамзаслуживающим внимания: краткие аннотации нужных вам статей, итоги вашихсобственных экспериментов и теоретических работ. Разумеется, структура истиль книги чрезвычайно важны, но придет время, и они сами собой сложатсядолжным образом, с тем чтобы вы впоследствии придали получающемуся целомуокончательную форму и все отшлифовали. Короткие заметки лучше печатать наполосках бумаги шириной примерно 15 см и затем клейкой лентой наносить налисты, которые у нас получили название "рельсовой бумаги". Они имеютстандартный формат (ширина примерно 21 см) и отверстия, чтобы подшивать вскоросшиватель, а слева и справа на полях каждого листа наклеены во всю егодлину вертикальные полоски клейкой ленты двойной ширины, образуя нечтопохожее на рельсовый путь. Более узкие полосы с разного рода заметками легкоприкрепить к такому листу, а потом приклеить в другом месте. Этот простойспособ очень удобен, поскольку позволяет быстро перегруппировыватьфрагменты, для того чтобы, вставляя между старыми заметками новые, неприбегать к методу "клея и ножниц". Когда план книги созрел до такой стадии, что можно составлять еепримерное оглавление, к полям "рельсовой бумаги" в соответствующих местахприклеиваются выступающие за внешний край полоски с сокращенными названиямиглав. Теперь страницы располагаются в соответствии с оглавлением и новыйматериал может быть легко вставлен в нужное место. Вкратце мои рекомендации по технологии написания книги сводятся кследующему: приступайте к подготовке заметок задолго до того, как начнетеобдумывать структуру книги, запаситесь скоросшивателем, клейкой лентой идиктофоном. Все остальное уже просто. Учебник. Учебники предназначены прежде всего для студентов. Как правило, ониохватывают обширную и хорошо разработанную область знания, составляющуюстандартный лекционный курс, который учебник должен дополнить. В учебникесодержится больше информации, чем в лекциях, но не настолько, чтобы сбить столку. При написании учебника автору следует иметь в виду примерную степеньподготовленности его читателей и то количество времени, которое они смогутуделить изучению данного конкретного предмета. Поэтому стандартные учебникине должны изобиловать изложением нерешенных проблем, так же как ипротиворечащих друг другу точек зрения, ибо в этом случае предполагается,что читатель, ознакомившись с первоисточником, сделает выбор самостоятельно.Хотя теоретически такой способ воспитания независимости и оригинальностимышления студентов нельзя не приветствовать, однако практически у них нетвремени на то, чтобы ознакомиться с упомянутыми в учебнике источниками, и нехватает опыта, чтобы критически оценить прочитанное. Именно по этой причине при подготовке учебника по эндокринологии ястарался как можно больше читать и оценивать материал самостоятельно; затемя обсуждал каждый раздел с одним или несколькими специалистами, но вокончательный текст попало только то, что я в итоге расценил как наиболеешироко разделяемую точку зрения. Когда же такой выбор был совершенноневозможен, я упоминал альтернативные возможности интерпретации фактов,кратко перечисляя все "за" и "против", но не ссылаясь в каждом случае наисточники. В то же время в расчете на того редкого читателя, который захочетпоглубже окунуться в тему, в конце каждой главы я приводил перечень статей,наиболее примечательных либо с точки зрения ясности изложения, либопредставляющих исторический интерес, либо изобилующих библиографическимисведениями. Каждую из ссылок я снабдил краткой аннотацией, дабы читатель могрешить, желает ли он ознакомиться с соответствующей работой. Чтобы учебник был интересным и легко читался, крайне желательноиспользовать в изложении интересные рассказы, касающиеся истории некоторыхоткрытий, примеров их практического применения и теоретического значения, атакже несложные иллюстрации и диаграммы. Популярные книги о науке. Большинство ученых настолько увлечены работой, что в своих сочиненияхпрактически не пользуются никаким другим языком, кроме специфического языкаих научной дисциплины. На мой взгляд, это весьма прискорбно. Между тем такиевыдающиеся ученые, как Бернар, Рише, Пуанкаре, Дарвин, Эйнштейн, Каррель иКеннон, создали немало увлекательных книг, посвященных общим проблемамнауки. Эти книги написаны в форме дневников, биографий или эссе по философиии психологии научной деятельности. Вообще говоря, я не вижу причин, покоторым как сама наука, так и личность ученого должны быть представленыперед глазами читателя только в изложении профессиональных литераторов. Дажеесли ученый не может писать столь же профессионально, он с лихвойкомпенсирует этот недостаток более глубоким знанием своей работы. Но самаябольшая ценность этой стороны их творчества состоит в том, что оно играетпобудительную и ориентирующую роль для всех, кто готовится заняться научнойработой. Интерес молодежи к опыту ученых предшествующих поколений мы простообязаны удовлетворять. Кроме того, в будущем, по словам Бертрана Рассела,"люди науки должны будут не только преодолевать научные проблемы, касающиесячеловека, но и - что гораздо труднее - убедить мир прислушаться к открытиямнауки. Если же они не преуспеют в этом трудном начинании, человек станетжертвой своей "полуобразованности"". Что и говорить, человек, никогда не писавший ничего, кроме чистонаучных работ, впервые обратившись к широкой аудитории, испытывает массутрудностей. Работая в новом для себя жанре, он в еще большей степени обязанпостоянно помнить о тех, для кого пишет.

*11. КАК ГОВОРИТЬ?*

Чтоб ты мог свою речь от ошибок сберечь, о пяти вещах помни всегда:кому говоришь, о ком говоришь, и как, и где, и когда. Неизвестный автор Чем значительнее и сложнее то, о чем говорится, тем проще и свободнейдолжна быть манера изложения. Стендаль Человека нельзя переубедить, заставив его замолчать. Виконт Джон Морли Искусство убедительно излагать свои мысли имеет для ученого огромнуюценность. Оно необходимо не только для чтения лекций студентам и коллегамили в тех практически неизбежных случаях, когда требуется выступить передболее широкой аудиторией (клубы, радио, телевидение), но и в качествемогучего оружия в научных дискуссиях. Мало кто из ученых любит выступатьперед публикой, во-первых, потому, что нередко эти выступления расцениваютсякак попытка саморекламы, а во-вторых, они оборачиваются чем-то вродеобязанности, налагаемой на представителя науки организаторами всякого родапропагандистских кампаний или лекционных курсов по дежурной тематике. И всеже в качестве инструмента достижения взаимопонимания ораторское искусство поменьшей мере так же важно для ученого, как и сочинительское, а овладеть им,быть может, даже сложнее. Написанный текст можно переделать и довести доуровня, удовлетворяющего если не читателя, то хотя бы самого автора. А вотустное слово, раз сказанное, уже не сотрешь, даже если оно не удовлетворяетни слушателя, ни выступаюшего. Искусство говорить в гораздо большей степенисвязано с импровизацией, чем искусство писать; оно в значительной мерезависит от врожденной способности к свободному владению речью и даже оттаких личных качеств, как самообладание, приятная дикция и обаяние.Выступающий должен также уметь улавливать настроение аудитории, подчинять еесебе, парировать неожиданные вопросы, незаметно отклоняться от темывыступления, если это диктуется ситуацией. Многое из того, что говорилось выше об искусстве письма справедливо и вотношении ораторского искусства, хотя, к сожалению, это последнее взначительной степени зависит от врожденных качеств, которым невозможнонаучиться, но которые можно усовершенствовать с помощью опыта. Поэтому мойпервый совет начинающему оратору - использовать каждую возможность выступатьна публике. Упражнения перед зеркалом помогают следить за своим внешнимвидом и способствуют раскованности, однако в целом они мало что дают. Стояна трибуне, вы видите перед собой аудиторию, которой вы нравитесь или ненравитесь, она выражает интерес или скуку, понимание или растерянность;искусство состоит в том, чтобы, сообразуясь с этим, строить своевыступление. Прямо скажем, задача не из легких. Необходимо научитьсяподдерживать контакт со своими слушателями, хотя, как правило, вы ничего оних не знаете, а их вопросы нисколько вам не помогают. Вот они сидят передвами в загадочном молчании - и вы должны не просто читать по их лицам, выдолжны читать по их глазам, о чем они думают. Таким искусством можно и нужноовладеть. Читатель написанной вами книги не в силах задать вам вопрос, но онможет обдумать каждое положение, выдвинутое вами, подстроиться к темпувашего изложения и даже заставить вас повторить трудный абзац, перечитавего. Кроме того, аудитория печатного текста не ограничивается людьми,находящимися в одном помещении и, как это обычно бывает, принадлежащими копределенной общественной группе или научному коллективу; печатный текстобязательно найдет свою аудиторию, пусть даже самую небольшую. Я читаю очень много лекций (иногда до восьмидесяти в год) в ходеспециально организованных лекционных турне, которые приводят меняпрактически в каждую страну, где ведутся активные медицинские исследования.По причинам, о которых речь пойдет ниже, я никогда не пользуюсь заранееподготовленным текстом. В своих путешествиях мне приходилось экспромтомвыступать на десяти языках (некоторыми из них я владею очень слабо) иприспосабливаться к самой разнообразной аудитории. Не без гордости могузаявить, что стал крупным специалистом по части промахов на лекционнойтрибуне. Поскольку основная цель этих заметок - дать вам возможность извлечькакую-то пользу из моих ошибок, начнем с того, что мне представляется самымхудшим.