Опишите действия агрессора как картинку

 

Любое действие агрессора можно описать словами как картинку, наблюдаемую со стороны. Это позволяет отразить как словесные, так и несловесные оскорбления, переводя центр внимания окружающих с вашей личности на личность агрессора.

 

Поставьте перед агрессором зеркало. Спросите: «Вы знаете, как вы смотритесь со стороны?»

 

Следующий универсальный и чрезвычайно эффективный метод называется «Поставьте перед агрессором зеркало». Он заключается в том, чтобы заставить агрессора взглянуть на себя, вместо того чтобы нападать на вас:

• «Вы не думали, как ваши движения смотрятся со стороны?» («Вы не слышали со стороны свой голос?», «Вы себя видите, слышите?».)

• «Ну, вы прямо красавица-принцесса, когда материтесь!» («Вы смотритесь сейчас очень благородно – как истинный рыцарь!») Напоминание о внешности действует на людей практически беспроигрышно, по крайней мере до 50 лет.

• «Чтó вы сейчас делаете?» («Чтó вы сейчас говорите?»)

• «Почему вы...», «Что означает, когда вы...» – далее следует описание тех несловесных действий, которые выполняет в ваш адрес противник, желая вас позлить.

• Например, вы стоите в очереди в поликлинике. Подходит еще один человек и спрашивает, кто последний. «Вон тот – последний!» – отвечает за вас некий господин и указывает на вас зонтиком, тыча им вам едва ли не в лицо. «А почему вы показываете на меня всего лишь зонтиком? Почему бы сразу не указательным пальцем?» – спрашиваете вы невежу.

• Очень эффективен так называемый метод Эриксона (по имени известного психотерапевта Мильтона Эриксона), который заключается в том, что вы рассказываете человеку, находящемуся перед вами, историю «о ком-то», намекая на самом деле на него самого.

Например, некто имеет обыкновение проходить в вашу квартиру не разуваясь, и вы чувствуете, что это нарочитая демонстрация неуважения, однако сделать замечание такому человеку непросто, потому что гость, например, ваш родственник, который старше вас и, допустим, время от времени одалживает вам деньги. Вам, конечно, не хочется ссориться с ним, но и давать себя в обиду вы тоже не желаете. И вот вы, как бы между прочим, заводите разговор о гостях, приходящих к вам в дом, и замечаете, что все они – люди воспитанные, которые всегда разуваются у порога, но среди них есть один нахал, который проходит в обуви. Разумеется, вы делаете вид, будто не заметили, что гость прошел в ботинках, либо заметили, но, увлекшись разговором, забыли об этом.