Методическое замечание напоследок

В начале своей работы тексты таких “настроек” мне приходилось готовить (писать) заранее, а потом почти зачитывать по шпаргалкам. Почти — потому что практически никогда заранее заготовленный текст на живую музыку полностью не ложился, все равно приходилось что-то говорить по вдохновению. Через какое-то время эта подготовка стала уже не нужна — тексты “настроек” рождаются сами, в зависимости от настроения группы, настроения ведущего и той музыки, которая звучит “здесь и сейчас”.

Нужно ли делать карусельку полной, то есть добиваться, чтобы каждый юноша встретился с каждой девушкой? Группа обычно этого хочет, но ведущий может смотреть по ситуации и принимать свои решения. Если группа большая и это упражнение — не первый и не единственный эпизод в работе, то карусель встреч можно прервать в любом удобном месте.

· Участникам хочется больше переживаний — это ВКУСНО, а ведущий должен следить, чтобы было больше ОСМЫСЛЕНИЯ — это ПОЛЕЗНО.

На наш взгляд, обмен впечатлениями и переживаниями[48] по итогам должна быть обязательно. Чтобы мог высказаться каждый (кто хочет), такую дележку мы организуем следующим образом: ведущий указывает рукой на каждого по кругу. Тот, на кого ведущий указал, может сказать несколько слов о своих чувствах и впечатлениях от прошедшей работы. Впрочем, он может и ничего не сказать, а просто передать свое Слово дальше по кругу.

· Надо уважать право человека не высказываться, тем более что за этим могут стоять самые разные причины. Может быть и переполненность впечатлениями, которые хочется оставить при себе, чтобы потихоньку попозже “переварить”, может быть и сильная усталость, могут быть и другие — и пустяковые, и очень серьезные причины.