Транслируемость методик

Хорошо жить в цивилизованных странах! Ты захотел стать психологом, вести тренинговые группы — пожалуйста! К твоим услугам институты и учебные центры, там отлаженный обучающий процесс, балинтовские группы, одностороннее зеркало, учебные видеофильмы и другая роскошь: только садись в свой "мерседес", приезжай и учись!

У нас, как известно, своя специфика, и молодой учитель, загоревшийся благородной идеей помощи людям, пишет шариковой ручкой письмо в Москву: "Мы хотим работать, просьба выслать брошюру с описанием тренингов. Приехать на учебный семинар возможности нет, зарплату не платят с начала года..."

· Россия, однако...

Поэтому ты можешь разработать самые замечательные методики, но если ты не найдешь способ, как ими смогут овладевать твои коллеги-россияне, ты останешься талантливым одиночкой. Так нередко и происходит, и многие прекрасные воспитательные методики в конце концов умирали просто потому, что держались на личном искусстве их авторов и не могли без профанации, без потери качества быть переданы последователям. Для Синтон-программы также предпочтительны сильные, творчески и личностно работающие ведущие, но ее основа — сценарии: подробное описание "что, когда и как делать".

· Как говорит Михаил Жванецкий: "Не волнуйтесь, к встрече мы подготовились. Здесь записаны наши вопросы, а здесь — ваши ответы. Улыбочку!"

Когда твое будущее занятие, вплоть до возможных реплик аудитории и твоих правильных ответов, записано и лежит перед тобой с подписью "Проверено: работает!", душевное состояние ведущего неуловимо меняется. Если и страшно, то уже не так. Тогда уже можно начинать пробовать, начинать учиться, потому что при наличии крепкого сценария приличные, добротные занятия может провести почти любой не боящийся людей и большой аудитории человек.

· Психолог, школьный или свободный, социальный педагог, организатор внеклассной работы и вообще любой творческий человек, кому все это по душе и который готов этому делу учиться.

Причем, как знает любой практик, хороший сценарий вовсе не мешает личному мастерству и импровизации. Особенно хорошо творить и импровизировать тогда, когда спокойно знаешь, что можешь этого и не делать.