Лекция 8. гуманистический подход к пониманию психологической помощи

1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования.

2. Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологической помощи.

1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования

Гуманистическое направление психологической помощи базируется на определенном наборе идей гуманистической психологии, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма). Ключевым для нее является понимание того, что каждый человек уникален, неповторим. Исходная метафора гуманистического подхода – метафора зерна или желудя. Зерно будет прорастать при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет «произрастать» (развиваться, реализовываться) при наличии внимания, эмпатии, принятия и т.д. Согласно представлениям гуманистических психологов, высшая ценность – это жизнь конкретного частного человека и его самоактуализация, т.е. способность по максимуму реализовать свои способности и стремления. Поэтому для психолога имеют значение не только общие, но и частные случаи.

В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология – описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и сейчас») как основному феномену в изучении и понимании человека. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которую за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе оказания психологической помощи.

Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению психологической помощи, является клиент центрированная терапияКарла Роджерса, разработанная им в 40–50-е годы ХХ века.

Ключевым понятием в теории К. Роджерса является тенденция к актуализации. К. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, К. Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

К основным понятиям клиент-центрированного подхода также относятся «поле опыта» и «самость». Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Самость является центральным понятием в концепции К. Роджерса. Самость – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к психологической помощи, является понятие Я-концепции. В клиент-центрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают и определяют себя. Я-концепция по К. Роджерсу – это сознательное представление о самом себе. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для К. Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания. По К. Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Успех психологической помощи определяется качеством взаимоотношений между психологом и клиентом. Эффективный психолог проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.

В гуманистическое направление психологической помощи входит и гештальт-терапия Фредерика Перлза. Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным – подлинным, уникальным, способным быть самим собой и жить полной жизнью, стремиться к своему неповторимому стилю жизни, который не копирует какие-либо авторитетные фигуры и не подражает им, и т.п. Стремление к индивидуальности, целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности составляет главную особенность гештальт-терапии, отличающую ее от других направлений.

Основной аспект философии гештальт-терапии – аспект актуальности, поскольку ответственность и осознанность неотделимы от настоящего времени. Соответственно, одна из основных техник в гештальт-терапии – концентрация на настоящем, «здесь и сейчас». И, по сути, это – основа технологии гештальт-терапии. Для того, чтобы выделить этот термин и сделать его отличимым, в гештальт-терапии вводится новый термин – презентификация (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания клиент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его и управляется с ней, как если бы она была в настоящем.

Согласно взглядам гештальт-терапии, в основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии описываются наиболее часто встречающиеся формы нарушения взаимодействия (контакта) между индивидом и средой: интроекция (склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды, мнения, ценности других людей, не пытаясь в них разобраться и критически переосмыслить); проекция (отмежевание от некоторых аспектов собственной личности и приписывание их окружению); ретрофлексия (попытка отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда); конфлюенция (слияние, отсутствие ощущения границы между Я и не-Я); дефлексия (избегание нежелательного контакта с определенным человеком или аспектом реальности); эготизм (изоляция).

Еще один крупный представитель гуманистического направления – американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу. Всю свою работу А. Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. А. Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Говоря словами А. Маслоу, «самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным».

Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей. Согласно этой концепции, высшие (вышележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие.

Одним из основателей экзистенциально-гуманистического подхода в психологии является Джеймс Фридерик Томас Бьюдженталь. Важнейшими положениями подхода Дж. Бюдженталя, который он сам называет жизнеизменяющая психотерапия, являются следующие:

1. Важнейшая особенность «человеческой природы» – внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни.

2. Жизнеизменяющая психотерапия – это работа клиента и психолога над тем, чтобы помочь первому проанализировать способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы они сделали жизнь клиента более аутентичной и, тем самым, – более реализованной.

Главная цель для Дж. Бюдженталя не в устранении «симптомов», а в помощи клиенту почувствовать себя способным на большее в своей жизни и имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение.

3. Жизнеизменяющая терапия в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы психолог признавал субъективность клиента действительным местом приложения его усилий. Субъективность в понимании Дж. Бюдженталя – это психологическая основа бытия человека, его внутренняя жизнь. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий психолога, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две главные силы – призывающая к изменениям и сопротивляющаяся изменениям. Борьба этих двух мотивов – развития и стабильности – сопровождает каждого из нас всю жизнь. А приход человека за психологической помощью свидетельствует скорее всего об обострении этой борьбы.

5. Роль психолога – не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность к собственному внутреннему зрению. Клиент потому и стал клиентом, что не сумел стать хозяином своей жизни, – и главный смысл психологической помощи как раз и заключается в том, чтобы помочь ему вернуть «законное право» на собственную жизнь.

6. В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента – быть интенсивно присутствующим, т.е. быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит.

7. В работе психолога требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого является его собственная субъективность.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, в качестве детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием для успешной реализации этой потребности выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.